Понедельник, 11 Ноябрь 2013 18:54 Автор Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин
http://orthodox.org.ua
Из афонского монастыря Ксенофонт в Украину прибыла великая святыня — десница великомученика Георгия Победоносца.
О почитании святого в Украине и о том, почему великомученик Георгий считается небесным покровителем военных, рассказал сайту «ФОМА в Украине» председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин:
«Военный» святой
Святой великомученик Георгий Победоносец — один из наиболее почитаемых святых в Православной Церкви, и прибытие части его святых мощей на Украину — конечно, большая милость Божия. Святой и при жизни, и после мученической смерти прославился своим заступничеством и попечительством над бедными, немощными. Молитвенные прошения к нему всегда бывают «скоро услышаны» и никогда не остаются тщетными. По молитвенному заступничеству великомученика Георгия Господь совершил множество чудес и прославил Своего угодника. Этим великомученик Георгий завоевал всеобщую христианскую любовь, уважение и благодарность.
Но, разумеется, надо понимать, что главное в подвиге святого Георгия — это не чудеса и не мученическая смерть, главное — это свидетельство истины Христовой.
В Святой Православной Церкви издревле почитаются угодники Божии и особенно — мученики. Греческое слово ???????? («мартирас») мы перевели «мученик», а оно означает «свидетель». Мученики свидетельствовали языческому миру о силе своего христианского упования, отдавая за Господа свою жизнь. Соответственно, «великомученик» — это свидетель особой силы: деятельность до мученической кончины, подвиг послужили в большей степени для торжества христианства. И дело даже не в том, какие муки страстотерпец перенес, а в том, каким был плод его подвига.
Почему великомученик Георгий считается покровителем военных? Особых указаний на то, какой святой за что отвечает, нет ни в Библии, ни в канонах Церкви. Конечно, таким мог быть и Димитрий Солунский, и Иоанн Воин, и Феодор Стратилат. Это складывалось исторически и здесь свою роль сыграли разные факторы. В то же время нельзя святых «квалифицировать», как специалистов в поликлинике по кабинетам. Хотя, если святой в своем житии, скажем, победил какие-то определенные страсти и приобрел соответствующий опыт, то, конечно, он понимает гораздо ближе духовные нужды того человека, который ведет такую же борьбу.
Например, если святой победил страсть блуда, то он поможет своей молитвой блуднику, борющемуся с этой страстью; кто победил пьянство — соответственно, поможет человеку, стремящемуся к трезвости. Так и великомученик Георгий знает, что такое военные тяготы и искушения. Ведь он прошел через это, он сам был талантливым полководцем и, наверное, совершал подвиги. Во время службы в римском войске, Георгий проявил в боях свои лучшие качества: ум, мужество, отвагу. За это император Диоклетиан взял его в свою стражу и удостоил звания комита, то есть старшего военачальника. В то время христиане были наиболее надежными кадровыми военными специалистами. И, хотя сейчас он пребывает на небесах, мы верим, что он помогает оттуда и нам, земным воинам. У Бога, ведь, нет мертвых, Он – Бог живых.
Великомученик на Руси
Почитание святого Георгия на Руси утверждалось с самого начала христианизации. Великомученик почитался как Небесный покровитель великих князей — строителей русского государства и армии.
Сын святого равноапостольного Владимира, киевский князь Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий, много сделал для почитания святого в Русской Церкви. Ярослав Мудрый основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси освятил этот храм 26 ноября 1051 года. Этот день стал любимым русским народом церковным праздником — Юрьевым днем.
Из истории мы знаем, что имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа против монголо-татар возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. Именно с того времени святой Георгий Победоносец в образе всадника, поражающего змия, стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
В 1769 году для награждения офицеров русской армии был учрежден знаменитый Военный Орден святого великомученика Георгия Победоносца. А в 1807 году для награждения унтер-офицеров, солдат и матросов был учреждён Знак Отличия Военного Ордена, или Георгиевский Крест. Эти ордена стали самыми почётными боевыми наградами.
Кавалерами ордена могли стать только исключительно храбрые воины. Статут Ордена определял: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение …; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всём по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием». Это единственный российский орден, который было положено носить не снимая: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается».
Львов — Белая Церковь
Что же касается меня лично, то руководящую и защищающую десницу великомученика Георгия я чувствую в течение всей моей жизни. Начать хотя бы с того, что я был рукоположен епископом на кафедру в город Львов, где находятся два храма, посвященных святому. Один — Кафедральный храм УГКЦ, «Церква святого Юра», который греко-католики называют «Юр великий». Второй — храм великомученика Георгия Победоносца на ул. Короленко, который при мне 20 лет временно исполнял функции Кафедрального собора Львовской епархии и на эти долгие годы стал для меня родным домом. Греко-католики называют его «Юр малий». И, если судить по силе духа прихожан, которые в нем молились, то надо еще подискутировать, который из двух храмов «великий», а который «малий».
Летом 2012 года решением Священного Синода я был поставлен Правящим архиереем на Белоцерковскую кафедру. И что же? Почитаем исторические сведения об этом городе. Оказывается, в 1032 году князь Ярослав Мудрый построил город, а в нем церковь в честь своего Небесного Покровителя и назвал этот город Юрьев. В 1240 году, во время монголо-татарского нашествия, он был уничтожен, от него остались только руины церкви, около которой снова возродилось поселение. Сейчас это город Белая Церковь, так как построенная Ярославом Мудрым церковь в честь святого Георгия была белого цвета. Так оказалось, что я перешел из Галицкого удела великомученика Георгия в его Киевский удел!
Кроме того, с 6 декабря 1996 года я являюсь ответственным за связи Украинской Православной Церкви с Министерством обороны и Министерством внутренних дел, а с 1999 года уже много лет возглавляю Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями Украины. Так что жизнь военную знаю не понаслышке…
Покровительство святого великомученика Георгия осеняет всю мою жизнь, я это чувствую, всегда с особенным благоговением прикладываюсь к его гробнице в городе Лиде, когда бываю на Святой Земле.
Вообще-то, в народной традиции почитание великомученика Георгия было особенным: с одной стороны, святой Георгий почитается как змееборец и христолюбивый воин, а с другой — его почитают также как покровителя скотоводства и земледелия.
Выступая в начале учебного года перед студентами 1-го курса аграрного университета с приветственным словом и благословением, я сказал: «Вы — студенты аграрного университета, будете заниматься сельским хозяйством. А почему наш земледельческий район и город Белая Церковь находятся под покровительством «военного» святого, — знаете?» Казалось бы: это два совершенно разных поприща. Но это отличие, на самом деле, мнимое, так как и в служении воина, и в труде земледельца присутствуют общие черты. И в этом — глубокое символическое значение.
Что общего между земледельцем и воином? Их дело, с одной стороны, подвизаться мужественно, самоотверженно, т.е. сражаться. Крестьянин в поте лица трудится, обрабатывает землю. Но урожай зависит от Бога. И воин должен подвизаться мужественно. Как земледелец не щадит пота своего, так воин — крови, исполняя заповедь «нет больше той любви, как если кто жизнь свою за друзей своих положит». Но оба знают, что конечный результат, победа — в руках Божиих.
Правда, интересно? В землю можно вложить абсолютно все: труд, достижения мелиорации и химии, технические приспособления обработки земли использовать. И вдруг Господь попускает стихийное бедствие — и урожай погибает. И никакая наука, никакие изобретения, компьютеры, космические достижения — не в силах противостоять промыслу Божьему. При всех наших открытиях, изобретениях и перспективах в развитии техники трудно представить: в человеческих ли силах противостоять таким мощным стихиям, как землетрясения, цунами, торнадо и пр., которые сметают всё на своем пути. Но при этом земледелец не перестает трудиться, уповая на Бога и Его милость.
Так же и в бою. Допустим, сражаются две армии и численный перевес на одной из сторон. Военный аналитик скажет проигрывающей армии: «Надо капитулировать, отступать». А войско примет девиз: «С нами Бог!», приложит все силы и победит!
У благодатного источника
Сейчас десница великомученика находится в Украине, и мы имеем возможность приложиться к мощам одного из самых почитаемых святых Православной Церкви. Главное, идя на встречу со святыней, надо помнить: поклонение ей, почтение, прикосновение и лобзание само по себе не привлекает к нам благодать — всё зависит от нашего духовного состояния и расположения. К тому же, не все понимают, что единственным источником благодати является Бог. Даже Пресвятая Богородица не от Себя ее дает, а лишь имеет право, возможность и силу ходатайствовать о нас перед Богом, испрашивая у Него благодать и милость для нас. И святые — это те, кто своей жизнью и подвигом заслужил такое право и имеет дерзновение о нас молиться, помогать.
Можно сказать, что благодать Божия есть мощный источник, а наши души, сердца — это некие сосуды, в которые мы желаем эту благодать набрать. Ведь мы по призванию должны быть сосудами благодати Духа Святого, жилищем Божиим. Но чтобы наполнить сосуд, надо его держать, во-первых, открытым, а во-вторых, не дном, а горлышком вверх. То есть необходимы желание, готовность и открытость к принятию благодати Божией, очищающей и освящающей этот наш немощной сосуд души.