Пятница, 05 Апрель 2013 14:44
Понятие нравственности и морали как особых категорий человеческих отношений неразрывно связаны с религией, считает председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви, главный редактор издательского дома «ФОМА» Владимир Легойда, сообщает foma.ru.
«Нравственность, мораль как особая категория человеческого общежития органически, генетически связана с религией», – сказал Владимир Легойда, комментируя изданию «Сноб» распространенные в СМИ слова Далай-ламы о том, что верующему населению планеты стоит задуматься о духовности вне религии, так как этика в религии больше не выполняет своей функции.
«В обращении Далай-ламы я не нашел ни призыва отречься от религий, ни призыва к их смешению. Не знаю, это ли имеет в виду духовный лидер Тибета или нет, но возможный вывод из его обращения следующий: представления о нравственности и в каком-то смысле духовности не сводятся к существующим религиям. Пожалуй, что так», – добавил председатель СИНФО.
По мнению Владимира Легойды, «культура как таковая и логически, и исторически, и семантически вытекает из религии».
«Культура и культ – от одного латинского корня. Более того, если проводить этимологический разбор, открывается еще одна примечательная особенность. Корень этого слова уходит в праиндоевропейское понятие «кружить», «вращаться», то есть настоящая культура имеет некий центр, какое-то глубинное сосредоточение, вокруг которого и «кружится».
В случае с религией здесь все понятно: любая религия по своей природе циклична – она «вращается» вокруг священного и, таким образом, постоянно «возделывает», «окультуривает» человеческие души. Для христианства это цикличность всего богослужебного года, в центре которого – Воскресение Христа, Пасха», – добавил он.
Что касается внерелигиозной морали, то она, по мнению представителя Церкви, «конечно, существует, но она всегда конвенциональна».
«Почему я не могу вас убить? Потому что мы договорились. По тем или иным причинам, но пришли к такому соглашению: мол, нехорошо, не стоит. Но как только мы говорим «нехорошо», возникает не только вопрос крошки сына к отцу (что такое хорошо и что такое плохо), но и существенное уточнение: а почему, собственно, это хорошо или, напротив, нет?
Религия дает положительное обоснование нравственности. Внерелигиозное обоснование нравственности всегда договорное», – заключил Владимир Легойда.