Среда, 06 Ноябрь 2013 13:17 Автор Антон Никитин
Александр Вишняков с супругой
6 ноября 1941 года в Бабьем Яру на окраине Киева нацистами и их пособниками был зверски убит архимандрит Александр (Вишняков).
В истории Первой мировой войны есть один уникальный случай. Превосходящие по силе немецкие войска вступили в бой с одним из полков Ставропольской дивизии Русской армии. Был убит командир роты — русские войска дрогнули.
Но в этот момент из окопа поднялся священник. В высоко поднятой руке он держал крест. Солдаты пошли за ним в атаку и победили в почти безнадежном бою.
Этим полковым священником был 25-летний Александр Вишняков, который за проявленный героизм получил солдатский Георгиевский крест.
***
10 мая 1890 года в селе Подголье Лужского уезда Санкт-Петербурга в семье протоиерея Василия Вишнякова родился мальчик. Его окрестили, выбрав имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В своей жизни Александр Вишняков многократно оправдывал значение своего имени: мужественный, защитник людей.
Вся известная история рода Вишняковых — это история преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра еще в середине XVI века служил полковым священником в войске Иоанна Грозного во время похода царя на Казань. Выбор стези был предопределен.
В юности Александр — один из самых талантливых воспитанников Санкт-Петербургской духовной семинарии. Все свое время он с любовью отдает изучению наук и языков. Затем Академия и блестящая защита диссертации. Отец Александр был красноречив, обладал глубокими богословскими и философскими познаниями, и ему уже пророчили столичную кафедру. Но Господь распорядился иначе: вместо мирного благочестивого служения — огонь бедствий Мировой войны, которая со временем перерастет в гражданскую, и братоубийственной волной сметет многовековой русский уклад.
В 1917-м священник переезжает в Киев, где живут родственники жены, и получает приход в церкви Святой Троицы. Власть меняется так часто, что люди начинают свой день, выглядывая из окон, чтобы рассмотреть цвета флагов, которые развеваются на улицах древнего города.
Во время Украинской Народной Республики начинаются еврейские погромы. В доме, где жил отец Александр, проживало несколько еврейских семей. Однажды священник спас их, преградив путь вооруженной толпе. Позднее, когда установилась власть большевиков, в числе первых арестованных под лозунгами «Красного террора» оказывается отец Александр. Взволнованные родственники находят ответственного за аресты, им оказывается комиссар Варейкис, семью которого отец Александр спас во время погромов. Избитого до неузнаваемости, в изорванной одежде, священника отпускают.
Дальше на его пути было закрытие приходов, запреты проповедовать, отметка в паспорте «служитель культа», лишение жилья, обыски, аресты, подвалы НКВД, издевательства, унижения, побои. Но он не сломился, а вновь и вновь надевал наперсный крест и выходил к людям.
В 1937-м по приговору тройки Вишняков Александр Васильевич на три года был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в бухту Ногаево. Там — работа на грани человеческих возможностей, голод, цинга, отмороженные руки и ноги, карцеры, подорванное здоровье. В Киеве голодают жена и сын — они родственники врага народа. На работу жену не берут, сына исключают из школы. Не выдержав испытаний, жена оформляет развод. Об этом батюшка узнает в 1940-м, по возвращении из лагеря.
В паспорте отметка об отбытии заключения, дома нет, церковь, где он служил, закрыта. Пятидесятилетний священник едет в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский) постригает отца Александра в монашество в чин архимандрита.
Он возвращается в Киев, служит в Соломенской церкви, затем переходит в церковь Св. Николая Доброго на Подоле. Но из-за болезни ног не может ходить на службу через весь город. И в своем маленьком глинобитном домике, купленном в складчину прихожанами, отец Александр открывает домовую церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.
22 июня 1941 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, начинается война. В тот же день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обращается к народу с «Посланием» и призывает православных к защите Отечества. В Киеве отец Александр ежедневно читает прихожанам на службах слова митрополита: «Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».
Паника первых месяцев войны, неорганизованная эвакуация, трагическая оборона Киева… И уже в сентябре 41-го по улицам древней столицы Руси марширует враг. Над колокольней Киево-Печерской лавры вздымается знамя со свастикой.
Архимандрит Александр служит в надомной церкви и с огромным риском для жизни читает на службах «Послание» митрополита Сергия. Находятся предатели — батюшка первый раз попадает в гестапо.
Блестящее владение немецким языком вызывает уважение немцев, к тому же становится известно, что священник пострадал от советской власти, и его отпускают с запретом читать «Послание» и обязуют служить в церкви молебен о здравии фюрера. Он не делает этого, чем подписывает себе приговор.
Еще до прихода немцев многие киевские евреи приходили к отцу Александру, чтобы креститься в православную веру. Ими двигало опасение за свою жизнь, и оно было не напрасным. Батюшка крестит евреев, выдает свидетельства о крещении на сохранившихся у него церковных бланках. Ему удалось спасти от расстрела многих. В их числе — пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьей, дирижер Раклин. А 28 сентября 1941 г. по Киеву были развешаны афиши с приказом новой власти: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 г. к 8-ми часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян».
Начались расстрелы. К отцу Александру прибежал сосед Ян и рассказал о том, что жена Сима и трое детей, которых еще в первые дни войны окрестил отец Александр, оказались в Бабьем Яру. Яну удалось убежать. Надев рясу с крестом и орденом Георгиевского кавалера, отец Александр идет в Бабий Яр. Там гул толпы, крики, визг, отчетливо слышны пулеметные очереди. Батюшка с Яном пробирается к немецкому офицеру, спокойно и убедительно на чистом немецком языке говорит о том, что в толпе евреев есть православные, показывает свидетельства о крещении. На немца это производит впечатление, и он разрешает отыскать и забрать обреченную семью Яна.
Отец Александр молился всю ночь. А наутро в церкви вновь зазвучала его горячая проповедь. Следует мгновенный донос в гестапо. После службы к отцу Александру прибежал сын Гавриил, который уже знал о том, что отца ищут гестаповцы, и попросил его укрыться на время. Но батюшка вопреки этой просьбе отправляется исповедовать больную прихожанку. У дома его с сыном останавливают гестаповцы на мотоцикле.
Удостоверившись, что перед ними Александр Вишняков, ему приказывают садиться в коляску мотоцикла. Архимандрит отдает сыну карманные часы и говорит: «Возьми, сынок. Больше мы не увидимся». Остаток дней отец Александр провел в концлагере на Сырце. А 6 ноября 1941 года под конвоем немцев и полицаев в Бабий Яр привели очередную колонну измученных, избитых людей. Это были военнопленные красноармейцы, евреи, подпольщики и два священника: архимандрит Александр и протоиерей Павел. Священников отвели в сторону и казнили. Вот так мученически, рядом с теми, кого спасал, окончил свой земной путь архимандрит Александр (Вишняков).
6 ноября 1999 года в день празднования иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте» из храма Святителя Михаила, первого Митрополита Киевского, в Бабий Яр двинулся крестный ход. Пройдя самой печальной дорогой в истории Киева, верующие установили крест на месте гибели архимандрита Александра.
Подготовил Антон Никитин по материалам семьи Вишняковых-Барановских.