Четверг, 19 Ноябрь 2015 14:30 Автор игумен Дамаскин (Орловский)
После гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке не так?то просто спустя много лет определить, кто является мучеником, а кто пострадавшим предателем.
Священник Александр Протопопов снял с себя сан в 1929 году. В 1930 году он выступил как лжесвидетель по делу иеромонаха Гавриила (Гура), который по его показаниям был приговорен к трем годам заключения в концлагере. Александр Протопопов впоследствии под давлением власти стал служить в Михаило-Архангельской церкви в Подольском районе Московской области. В 1938 году он был арестован, на допросах не признал себя виновным, был приговорен к расстрелу и 17 февраля 1938 года расстрелян. Погребен на полигоне Бутово под Москвой, где за три месяца до него был расстрелян иеромонах Гавриил. Так в одном и том же месте, на Бутовском полигоне, были расстреляны и погребены снявший с себя сан священник, выступавший лжесвидетелем против других, и исповедник.
***
Преподобномученик Гавриил родился в 1898 году в деревне Огородники Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина Ивана Гура. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти отца в 1918 году он поступил послушником в монастырь, в 1925 году был пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона.
В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района. До отца Гавриила здесь служил священник Александр Протопопов, но в 1929 году он снял с себя сан «по тем причинам, — как он заявил, — что я учел момент и чувствовал, что наша работа являлась тормозом в проведении мероприятий советской власти <…> я считаю, что религия — это есть опиум».
Во время служения в Успенской церкви отец Гавриил произнес две проповеди. Не наделенный даром слова, он читал проповеди по книгам, в основном священника Григория Дьяченко, или составлял их сам, пользуясь книгами.
11 декабря 1929 года был вызван на допрос отрекшийся от Христа и снявший с себя сан Александр Протопопов; он показал: «После снятия с себя сана священника церковь я не посещаю, а поэтому лично мне не приходилось слышать, какие говорил проповеди Гур, но из разговоров <…> я узнал, что Гур говорил две проповеди… Эти проповеди в данный период, то есть при строительстве советского государства, я считаю неуместными, так как масса может перевернуть по?своему, то есть могут принять во внимание, что они якобы страдают в данный момент и что, если они пойдут с советской властью, которая борется с религией, то они могут также пострадать при втором пришествии Христа <…> Я твердо могу сказать, что такие проповеди, как говорил Гур, здорово влияют на массу, а в особенности на темную и некультурную, которая только и ходит в церковь».
В тот же день был допрошен и отец Гавриил, который заявил, что не признает себя виновным в том, что «читал <…> проповеди, которые бы настраивали против советской власти. <…> Точно описать эти проповеди не могу ввиду моей малограмотности. <…> Читал проповеди я по списанному из книг».
8 января 1930 года иеромонах Гавриил был арестован, и 17 января вероотступник Протопопов снова дал против него показания, сказав: «Я со своей стороны считаю, что эти сказанные Гуром две проповеди при колхозном строительстве, как тормозящие, являются неуместными, <…> лиц как Гура, тормозящих коллективизацию, из данного района нужно выселять».
Видя, что дело клонится к его осуждению и сотрудники ОГПУ вызывают на допросы только враждебных Церкви свидетелей, отец Гавриил подал заявление. «Ввиду того, что меня обвиняют, якобы я говорил проповеди и разлагал народную массу в церкви, — писал он, — и при допросе по моей малограмотности я не мог объяснить словесно мою проповедь, посему прошу <…> отпустить меня с охраной милиции для доставления таковой проповеди в суд для точного расследования. Проезд милиционера и все расходы будут оплачены мною».
Тексты проповедей по просьбе священника были доставлены следователю. В первой проповеди, произнесенной отцом Гавриилом 18 ноября, было написано: «Святые мученики Роман и Варул отрок, память коих ныне, пострадали при Максимиане, в начале IV века. Когда Максимиан воздвиг гонение на христиан, то Роман, встретив епарха Асклипиада, шедшего на идольский праздник с толпой народа, начал убеждать всех оставить идолов и обратиться ко Христу. Епарх приказал мучить его. Святой Роман, увидев во время мучений отрока Варула, сказал епарху: «Этот отрок, хотя и мал, но разумнее тебя, ибо знает истинного Бога». Тогда Асклипиад, отдав приказание задушить святого Романа, спросил отрока: «кого он почитает Богом?» — «Иисуса Христа», — отвечал отрок. «Почему же ты Его почитаешь?» — «Потому, что Он истинный Бог, а ваши боги — бесы».
Видите ль, братия мои, с какой точностью сбывается слово Господне, что Отец небесный утаил святую истину Свою от премудрых и разумных и открыл ее младенцам? Не то же ли видим и теперь? Посмотрите на воспитанное в благочестии христианском дитя, которое на вопрос ваш «откуда произошел мир?» ответит вам со всей искренностью сердечной веры: «Бог сотворил небо и землю силою всемогущего слова Своего». Не разумнее ли оно тех мудрецов, которые пишут большие книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый вывод науки очень старую языческую басню, будто мир самобытен, что материя сама в себе имеет силы, которыми мало-помалу, в течение неисчислимых веков вырабатывается все, что видим ныне в окружающем нас мире? Если бы кто согласился с этой безумной басней, тот должен согласиться и с тем, что и дом сам собой построился, и книга составилась сама собой из рассыпанных наугад букв, без всякого участия какой?либо разумной силы. Но если и такие ничтожные вещи, как построить дом или написать книгу, нельзя совершить без разумной воли человека, то кто же кроме безумного может утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и целесообразно устроенный мир, с бесчисленными творениями Божиими, мог сам собой из случайного сцепления частиц устроиться и развиться по известному плану? Или, когда на вопрос ваш «откуда произошел человек?» дитя скажет вам, что Господь Бог создал тело человека из земли и оживотворил его душою разумною и бессмертною, созданною по образу и подобию Божию: не умнее ли оно в тысячу раз тех разумников, которые хвалятся новым открытием своей объюродевшей мудрости, что они выродились от животных и что жребий человеку и жребий скотом жребий един есть?..
Особенно поучительно для нас, братия, то обстоятельство, что в Древней Христианской Церкви благочестивые родители почитали святым долгом своим научить детей своих истинам веры Христовой с самого раннего возраста… В этом?то истинно христианском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям; потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей. Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовью к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении».
«Воспоминая вход Богоотроковицы в храм Божий, — читал следователь во второй проповеди, — и мы должны стараться как можно чаще с благоговением посещать церковь Божию, так как присутствие в ней при Божественных службах есть одно из главных средств для нашего освящения. Молитва, принесенная в храме, имеет особенную силу и благодатные последствия, и если молящийся иногда и не так усердно возносит свои мольбы к Господу, то молитвою священнослужителей и верующих они подкрепляются. В церкви душа наша назидается слушанием чтения Евангелия и Апостола и поучением пастырей. Здесь посредством Святых Таин преподается исцеление от душевных болезней, и как бы велики ни были наши грехи, но искреннее раскаяние и сердечное исповедание совершенного нами дает нам возможность очистить себя и даровать здравие душе. Наконец, в церкви же, пред лицом Бога, у Которого нет мертвых, молясь за усопших родных и близких, мы через эти молитвы приближаемся к ним духом и облегчаем свою печаль о разлуке с ними. В церкви и просвещение души, и милость, и прощение, и радость, и утешение для сердца».
13 февраля 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Гавриила к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в Печерские лагеря. Вернувшись из заключения в 1932 году, он стал служить в храме святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района.
29 сентября 1937 года он был вновь арестован.
— Следствию известно, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете? — спросил его следователь.
— Это я отрицаю.
— Следствие предлагает дать правдивые показания.
— Что мог все дал, больше дать не могу.
17 ноября 1937 года тройка УНКВД СССР по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу. Иеромонах Гавриил (Гур) был расстрелян 19 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на печально известном полигоне Бутово.
Иеромонах Гавриил (Гур). Москва, Таганская тюрьма. 1937 г.