Благовещение: история и поэзия

Благовещение: история и поэзия

Воскресенье, 07 Апрель 2013 00:54 Автор  Елизавета Киктенко День Благовещения — начало...

Тот, с кем не надо прощаться

Тот, с кем не надо прощаться

Среда, 19 Декабрь 2012 14:54 Автор  Владимир Гурболиков 19 декабря мы празднуем память...

«На подлость — не пойду никогда»
Просмотров: 7577

Понедельник, 26 Октябрь 2015 18:00 Автор  игумен Дамаскин (Орловский) «На подлость — не пойду никогда»

27 октября Церковь празднует память священноисповедника Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского.

«Свой арест и высылку с Украины я объясняю тем, что не пошел в обновленчес­кую организацию (Обновленчество — раскольническое движение, возникшее в 1922 году. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном и заявляло о полной поддержке советской власти. — Ред.) , как предлагал мне тогдашний архиепископ Подольской епархии Пимен, — писал в 1931 году во время следствия в тобольской тюрьме епископ Амвросий. — Его доклад, а также доклад бывшего тогда товарища председателя Высшего Церковного Управления обновленческого я видел после ареста в местном ОГПУ, на основании таковых докладов мне предлагались вопросы. На основании этого факта и других у меня складывается впечатление, что обновленческая организация находится в положении благоприятствования со стороны власти <…>. Что касается мотивов и оснований такого благоприятствующего отношения органов власти к обновленческой организации, то <…> предположительно я могу сказать, что, вероятно, потому такое отношение, что обновленческая организация оказывается подходящей, а может быть, и полезной для органов власти, если принять во внимание доклады обновленческих деятелей, которые я видел в ОГПУ, а также и то, что обновленцы нарушают церковные законы и правила, строят церковную жизнь по своему произволу, производят разделения в церковной жизни, что может быть благоприятным для органов власти, ставящей своей задачей борьбу с верой и Церковью».

 

***

Священноисповедник Амвросий родился в 1878 году в селе Петелино Тамбовской губернии в семье священника Алексия Полянского и в крещении был наречен Александром. В 1899 году он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию; в 1901 году был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен во иеродиакона, в 1902 году — во иеромонаха. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил академию и был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию, а в 1906 году — ректором этой семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1918 году архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии; в 1922 году он был назначен правящим архиереем Каменец-Подольской епархии.

После окончания на Украине Гражданской войны и возникновения обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию присоединиться к обновленцам. Святитель отказался, о чем обновленцы сразу же сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии, рукополагая их во священников. В 1923 году епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. Каменец-Подольская епархия по инициативе и при поддержке советской власти была разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

В 1923 году обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об объединении, предложенном обновленческим митрополитом Евдокимом, при условии увольнения Патриарха Тихона на покой, с чем выразил согласие один из православных архиереев, выступавших на совещании архиереев, обсуждавших этот вопрос. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих, — возразил на это епископ Амвросий, — Евдоким вовсе не высокопреосвященнейший митрополит, а бывший архиепископ, потому что он присоединился к <…> самозваному духовенству, отколовшемуся от Святейшего Патриарха Тихона и, по его идеологии, от Церкви Христовой. <…> Кто у них были первыми вершителями дел? Бывший епископ Антонин, состоящий на покое в Заиконоспасском монастыре. Он из личных счётов пошел против Патриарха Тихона <…>. Архиепископ Евдоким <…> отказался от Церкви Христовой, а потому он не может быть законным архиереем».

После обсуждения вопроса о примирении и объединении с обновленцами состоялось голосование, на котором большинство архиереев высказалось против подобного шага.

В 1925 году епископ Амвросий был направлен управляющим Каменец-Подольской епархии, но был арестован и выехать не смог.

 

Отвечая во время допроса на вопросы следователя, епископ сказал: «Я в своих проповедях говорю на чисто церковные и нравственные темы, избегая всяких общественных моментов. <…> Что касается моего отношения к революции, то я своих мыслей и убеждений по этому вопросу в проповедях не высказывал. Я лично считаю революцию Божьим судом для всех классов русского народа за все его прошлое. Повторяю, что конкретно я никогда политических событий не касался и не давал поводов понимать меня и мой взгляд на революцию не так, как я уже сказал».

Увидев из вопросов следователя, что тот всему старается придать политический оттенок, епископ написал и направил ему заявление с изложением своих взглядов.

«Для меня Церковь есть религиозный союз и, как всякий союз, она имеет свои законы и правила, — писал он. — Более того, Церковь есть Божественное установление, имеющее в основе своей жизни Божественные правила, выраженные Священным Писанием и составленные на основании последнего канонами Вселенских и Поместных Соборов. И всякий, кто хочет принадлежать к Церкви, должен исполнять ее правила и законы; в противном случае он отпадает от Церкви, хотя бы внешне и принадлежал к ней. Тем более священнослужитель должен исполнять законы и правила Церкви.

Я полюбил духовную жизнь, стал служителем Церкви и впредь хочу принадлежать к ней; поэтому стараюсь исполнять законы и правила Церкви и на все явления церковной жизни смотрю только с точки зрения церковных правил и установлений, а не с какой-либо другой точки зрения, например политической. К примеру, — я не признаю обновленчества только потому, что оно нарушило церковные законы (самочинные, женатые архиереи и прочее). Патриаршество я признаю только потому, что оно, а не Синод, — каноническое установление <…>.

 

Что касается политики, то я к ней никогда не стремился и не стремлюсь, — душа моя не лежит к ней. И в прежнее время я ею не занимался и ни в каких организациях и обществах не участвовал, и теперь, при советской власти, политики я не касался и не касаюсь».

 

«На подлость — не пойду никогда»

Епископ Амвросий. Фотография, присланная им с Соловков в 1927 году

 

Епископ Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен в Соловецкий концлагерь. 30 ноября 1928 года ему было объявлено, что после лагеря он высылается на три года в Уральскую область.

В 1931 году епископ Амвросий вновь был арестован за то, что служил в ссылке Литургию и переписывался с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром.

Материалов для обвинения, однако, было недостаточно, и его обвинили в том, что, вернувшись с допроса, он находившимся вместе с ним узникам рассказал, что когда его вызвали на допрос к следователю, то предложили стать агентом ОГПУ. «Но я на такую подлость никогда не пойду», — сказал епископ Амвросий.

14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия к ссылке на три года в Казахстан, и он был отправлен в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. В местном ОГПУ епископу сообщили, что ему придется проехать еще сто двадцать километров по пустыне в небольшое селение Сузак. Находившиеся в Туркестане инокини и послушницы Марфо-Мариинской обители стали хлопотать, чтобы епископа не отправляли по считавшейся в то время опасной и тяжелой дороге и оставили в городе, но им в их просьбе было отказано. Они нашли телегу и со слезами на глазах простились с исповедником. Путь и действительно оказался очень тяжелым: приехав на место ссылки, епископ Амвросий скончался. Это было 27 октября 1932 года.

 

Справка. Обновленчество — раскольническое движение, возникшее в 1922 году. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном и заявляло о полной поддержке советской власти. — Ред.

 

 
 

Новости

gruzinskij-patriarkh-nagradil-svyashchennikov-podvergavshikhsya-presledovaniyam-v-gody-sovetskoj-vlastiВоскресенье, 10 Март 2013 17:29 Католикос-Патриарх Грузинской Православной Церкви Илия II наградил священников, которые были преследуемы властями в советский период, сообщает...
protoierej-andrej-tkachev-skvernoslovie-eto-antimolitvaВторник, 16 Апрель 2013 18:21 Как сообщал «ФОМА в Украине» , на минувшей неделе Госдума России приняла в первом чтении...
mitropolit-pavel-vse-govoryat-o-novom-pape-i-pochti-nikto-o-khristeВторник, 19 Март 2013 19:57 На сегодняшний день актуальной темой для обсуждения является назначение, а также интронизация нового главы Католической Церкви...