Благовещение: история и поэзия

Благовещение: история и поэзия

Воскресенье, 07 Апрель 2013 00:54 Автор  Елизавета Киктенко День Благовещения — начало...

Тот, с кем не надо прощаться

Тот, с кем не надо прощаться

Среда, 19 Декабрь 2012 14:54 Автор  Владимир Гурболиков 19 декабря мы празднуем память...

Великий пост: время бунта. Семь покаянных недель. Откуда взялся Великий пост?
Просмотров: 1924

Понедельник, 03 Март 2014 17:40 Автор  Александр Моисеенков Великий пост: время бунта. Семь покаянных недель. Откуда взялся Великий пост?

Пост как таковой известен многим народам и культурам земли. Наш трехдневный цикл посвящен самому главному посту христианства – Великому. 

У человека, даже слабо знающего основные элементы богослужения, в дни Великого поста с первой же минуты нахождения в храме подсознательно возникает ощущение перемены. И действительно, атмосфера этого временного отрезка радикально отличается от того, что привык видеть христианин в другие дни церковного года.

 

Меняется очень многое – ритм служб и их продолжительность, содержание молитв и стиль пения. Меняется даже цвет облачения духовенства, и священник вплоть до вечерни Великой субботы носит черные либо фиолетовые литургические одежды – в знак печали и скорби. В дни Великого поста каждая мелочь говорит о том, что семь покаянных недель имеют колоссальное значение в жизни верующего.

 

Внешние изменения, происходящие в богослужебном ритме Церкви, выражают собой перемены, которые должны произойти с каждым человеком. По сути дела, они являются основной целью поста, но относятся больше не к окружающей храмовой или бытовой атмосфере, а к человеческой душе. Душе, изъеденной грехом и действительно нуждающейся в радикальных переменах.

 

Пост не является изобретением исключительно христианским – в той или иной форме воздержание от пищи и наслаждений практикуют почти все религии мира. В частности, традиция соблюдать пост была хорошо известна и древним иудеям. За несколько десятилетий до рождения Христа в еврейской среде существовала благочестивая привычка поститься два раза в неделю – во вторник и четверг. Первые христиане, будучи в большинстве своем семитами, эту традицию сохранили, но поститься стали в другие дни – среду и пятницу. Кроме того, у последователей Христа был еще один постовой период – Страстная седмица перед Пасхой. В это время каждый верующий считал великой честью для себя стать соучастником страданий своего Спасителя.

 

Но время шло, и в конце апостольского века Церковь стала расти за счет не бывших иудеев, а языческого населения Римской империи. Естественно, чтобы стать членом Церкви, вчерашний язычник должен был принять Крещение. Перед тем, как погрузиться в святые воды купели, уверовавший человек должен был пройти долгий период подготовки, во время которого он общался с христианами, посещал их собрания и размышлял над словом Божьим. Иными словами, человек становился оглашенным.

 

Собственно, подготовку к принятию Крещения начинающий христианин должен пройти и в наши дни, но сейчас она менее суровая – читай книги, посещай храм, размышляй, познавай. А вот еще каких-то десять веков назад такого «интеллектуального» подвига было недостаточно, и от кандидатов на принятие Крещения требовалось совершение подвига телесного. Говоря проще: захотел стать христианином – будь любезен, попостись!

 

И такая логика вполне понятна. Чтобы стать настоящим учеником Христа, нужно не только «теорию» вызубрить, но и «практику» пройти. Причем – на полном серьезе. И поэтому перед принятием Крещения человеку давался «испытательный срок». Сорок дней он проводил в посте и молитве и тем самым проходил проверку на прочность перед наиболее ответственным шагом в своей жизни.

 

Сейчас почти во всех храмах Крещение происходит каждую неделю. А если и предварительно договориться – то в будний день. На заре же христианства дело обстояло иначе: людей крестили лишь несколько раз в году, и одним из таких дней была Великая суббота. По сути, оглашенные сначала сорок дней постились сами, затем Страстную седмицу – вместе с другими христианами, и, наконец, накануне Пасхи становились полноправными членами Церкви.

 

Но практически сразу возникала очень некрасивая ситуация. Христиане могли есть мясо вплоть до начала Страстной, а оглашенные – нет. Оглашенные терпели лишения, а уже крещенные – нет. И чтобы навсегда покончить с этим конфузом, Церковь решила: коль уж язычники постятся за сорок дней до Страстной седмицы, то и христиане в знак солидарности тоже будут проводить этот период в посте и молитве. Так возник Великий пост.

 

Точно так же появились и прочие многодневные церковные посты – как солидарность непостящихся с постящимися. Например, не всегда у человека получалось попоститься на Страстной седмице. Это вызывало у него чувство огромного дискомфорта, ведь такой верующий лишался возможности сострадать Христу и соучаствовать в Его Страстях. И для этих людей Церковь выработала правило, которое озвучил в III веке святой Ипполит Римский: «Если некий человек не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы». Но и здесь возникло недоразумение: мой брат постится, а я – нет. И поэтому со временем Петров пост стал обязательным для всех. Похожая история произошла и с двумя остальными постами – Рождественским и Успенским.

 

История возникновения многодневных постов – это проявление природы Церкви как единого организма, где боль и проблема отдельно взятого члена становится общей для всей полноты верных. Говоря иными словами, если постится мой брат, то и я должен делать это.

 

Издревле христиане вместе и сообща несут нелегкий подвиг поста. Но если Церковь так высоко ценит его совместность, то что же собою представляет сам пост? Для чего он и зачем необходим человеку?

 

Продолжение:

Великий пост: время бунта. Семь покаянных недель. Азы военного дела.

 

Великий пост: время бунта. Семь покаянных недель. А диета-то зачем?

 

 

Новости

patriarkh-kirill-rasskazal-o-strashnom-sudeПонедельник, 11 Март 2013 10:07 Постоянная память о неизбежности Страшного Суда, на котором будут открыты все дела человека, часто удерживает людей...
patriarkh-kirill-tserkov-ne-dolzhna-mgnovenno-reagirovat-na-informatsionnyj-shumПонедельник, 15 Апрель 2013 10:39 Патриарх Кирилл призвал духовенство и представителей православной общественности к осмотрительности при формировании информационной политики Церкви, сообщает...
protoierej-georgij-kovalenko-vizit-papy-rimskogo-v-ukrainu-dolzhen-byt-soglasovan-s-pravoslavnymiСреда, 27 Март 2013 10:01 Об этом председатель синодального информационно-просветительского отдела заявил в комментарии газете «Коммерсант. Украина». «Естественно, тут есть его...