Суббота, 18 Январь 2014 23:51 Автор Редакция
Крещение Господне. Андрей Рублёв. 1405 г. Фрагмент
В день Богоявления Церковь установила чтение евангельского отрывка Мф. 3:13-17.
Предлагаем вам комментарий известного болгарского толкователя Священного Писания — Феофилакта, архиепископа Охридского. Он жил на рубеже XI–XII веков.
Особенность текстов блаженного Феофилакта — то, что он комментирует каждую фразу Писания в отдельности. Это позволяет наилучшим образом понять мысль, которую хотел донести до нас евангелист. Итак — послушаем знаменитого древнего пастыря.
***
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него…
Иоанн же удерживал Его и говорил. Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.
…Мне надо креститься от Тебя…
Предтеча имел нужду получить очищение от Господа, ибо и сам он, как происшедший от Адама, заражен был скверной преслушания; воплотившийся же Христос очистил всех.
…И Ты ли приходишь ко мне?
Не осмелился сказать: «и Ты крестишься от Меня?», но «и Ты ли приходишь?». Так он был скромен!
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь…
Теперь, говорит, уступи. Будет время, когда мы будем иметь достойную славу, хотя теперь и не обнаруживаем ее.
Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне — это креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне.
Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус…
Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, — сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества — любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас.
…Тотчас вышел из воды…
Еретики говорят, что тело Свое Он отложил в Иордане и призрачно принял другое тело. Но они опровергаются отсюда, ибо сказано: «вышел Иисус», не другой вышел, но Тот, кто сошел в воду.
…И се, отверзлись Ему небеса…
Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их.
…И увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий…
Сходит Дух, чтобы свидетельствовать, что Крещаемый больше крещающего. Ибо иудеи почитали Иоанна великим, а Христа — не таковым. Все видели, что Дух сходит на Иисуса, чтобы не подумали, что голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный — был ради Иоанна, но чтобы все, видя Духа, уверовали, что этот голос относится к Иисусу. «Как голубь» по причине незлобия и кротости голубя и потому, что голубь есть самая чистая птица, не остается там, где есть нечистота, — так и Дух Святой. Но и при Ное голубь возвестил прекращение потопа, неся масличную ветку; так и здесь Дух Святой показывает разрешение грехов. Там масличная ветка, а здесь милость Божия: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, то есть на котором Я успокаиваюсь, к которому Я милостив.