ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ СУСЛОВ — настоятель храма Архистратига Михаила, что в г. Ломоносове Ленинградской области. Он успел застать советскую эпоху, и ему легче, чем другим, сравнивать настоящее и прошлое. Отец Павел — оптимист по складу характера, вместе со своей паствой он устремлён в будущее. И залогом этого будущего является возрождаемый в Ломоносове храм. Мы встретились, чтобы поговорить о буднях и праздниках возглавляемого им прихода, прихода, живущего активной, созидательной жизнью.
Иконы сохранили люди
— Отец Павел, расскажите о вашем храме. Он ведь был первым, открытым в Ломоносове?
— Да, это произошло в 1988 году. А до этого здесь был склад. Чего здесь только не было! Сюда и трактора заезжали. Складировали зерно, просто сваливали хлам. Храм находился в ужасном состоянии.
| ХРАМ Архистратига Михаила, г. Ломоносов, Ленинградская область
|
|
— Я обратил внимание, что у вас висят старинные иконы. Как вам удалось их сохранить?
— Когда храм отдали, люди стали приносить сохранённые в семьях иконы. При входе в церковь, по левую руку, на колонне в серебряной ризе висит икона Спасителя. Обратили внимание? Когда церковь закрывали, в 30-х годах, одна бабулечка прямо на своей спине еле-еле вынесла её из храма. Она сохранила эту икону и передала внукам. Внуки этой бабулечки лет 8-10 назад, когда настоятелем храма был отец Александр Швецов, принесли икону в храм. Она сейчас висит на том же месте.
— На некоторых иконах под стеклом имеются украшения, это ваша традиция?
— Прежний настоятель не очень хотел, чтобы люди вешали благодарственные украшения на иконы. Но если человек получил от Бога какое-то благодеяние и хочет таким образом сказать Ему «спасибо», то почему бы нет?! Это очень древняя церковная традиция. Очень много таких пожертвований на иконе Архистратига Михаила. Наш собор — главный храм города. И первый, к кому обращаются жители города, это Архангел Михаил.
— Большая у вас община?
— Для Ломоносова — маленькая. В приходе имеется костяк людей, которые приходят в собор помолиться и совершить доброе дело. Они болеют душой за собор. Они являются примером, на который ориентируются «захожане» и другие жители города. Самое большое количество людей бывает на Рождество, Пасху и Крещение Господне.
— А по воскресеньям храм наполнен?
— Да. У нас по воскресным дням, если не выпадает большой праздник, причащается стабильно примерно 40 детей разного возраста, от младенчества до 14 лет, и примерно человек 60 прихожан взрослых. Здесь существует практика причащаться каждую неделю…
| ХРАМОВАЯ ИКОНА Архангела Михаила всегда украшена живыми цветами
|
|
Теперь в храме тепло
— А тенденция увеличения приходящих в храм чувствуется?
— Это чувствуется. На это влияют и внешние факторы. Ещё три года назад в нашем храме было очень холодно. Когда на улице случались морозы минус десять, то в храме было плюс пять градусов. Если температура опускалась ближе к минус 20, то в помещении храма было плюс один.
— Как же вы служили?
— Служили в перчатках, а поверх облачения надевали по несколько тёплых кофт, а сверху надевали фелонь. Было очень холодно, гуляли сквозняки. На куполе были такие щели, что туда свободно проходила рука! А сейчас зима показала: на улице морозы стояли минус 20, а в храме было плюс 18. Были сделаны полностью новое отопление, тёплые полы, новые окна. Я помню, как ещё лет пять-восемь назад на исповеди мне говорили: «Батюшка, в храм я не хожу, так как болят ноги. Постояла на холодном полу час — и обострение!» А теперь тот же человек, та же бабулечка, говорит: «Батюшка, я теперь могу каждую неделю в церковь ходить. Потому что тепло, хорошо».
— А сейчас на какой стадии находится ремонт храма? Определены сроки завершения ремонта?
— Всё в руках Божьих. У нас имеется маленький план, что и как нам делать. Но в целом всё происходит иначе. К примеру, мы ставим задачу: нужно расписать алтарь. Поговорив с художниками, я прекрасно понимаю, что за 10 лет храм не накопит денег, чтобы это сделать. А ведь перед этим нужно восстановить штукатурку. А это огромные деньги. Поэтому мы просим у всех. Обращаюсь к прихожанам с амвона: «Мои дорогие, давайте помолимся, попросим Архистратига Михаила, пусть он даст нам человека, чтобы у нас появилась такая возможность — восстановить храм». И такой человек появляется. Он приходит и говорит: «Батюшка, я знаю, что вам нужна помощь. Чем я могу быть полезен?» И на тех благотворителях, которые помогали с самого начала, исполняются слова Библии: «Рука дающего не оскудеет». Если три года назад этот благотворитель мог отреставрировать один киот, то теперь он говорит: «Я могу помочь полностью в восстановлении иконостаса Казанского придела. Мне Господь помогает». Поэтому, исходя из плана, если Господь усмотрит, в этом году мы хотим завершить реставрацию в Казанском приделе. Уже заказан иконостас Казанского придела. Потихонечку я его проплачиваю, езжу в Москву (делают его в Хотьково, Сергиево-Посадский район). Сейчас восстанавливается штукатурка в Казанском приделе, а алтарная апсида Казанского придела полностью готова к началу росписи. Ждём, что найдётся человек с возможностью оплатить труд художников. Надеюсь, в этом году всё получится.
Служения прихода
| ОТЕЦ ПАВЕЛ беседует с прихожанами
|
|
— Скажите, а какие имеются в храме служения или послушания? Я имею в виду воскресную школу, миссионерскую деятельность, другие ваши проекты?
— В храме действует воскресная школа. В полностью восстановленных подвальных помещениях функционируют трапезная, кухня и крестильня. Открыта воскресная школа, есть киноклуб, где по воскресеньям проходят показы разных фильмов и их разборы с философской, религиозной и миссионерской точек зрения. Кроме этого, у нас есть группы изучения греческого языка. В прошлом году состоялся первый выпуск, первые три человека получили дипломы.
— А социальную работу вы ведёте?
— Мы посещаем ПНИ №3 (Психоневрологический интернат в Петергофе), где оказываем посильную помощь, и не только тем, что туда приезжает батюшка, исповедует и причащает, но, по возможности, вещами и продуктами. Кроме того, мы проводим адресную помощь. Многим семьям оказываем поддержку финансово, а также продуктами, вещами и лекарствами. На обеспечении собора находятся несколько пожилых людей, которых мы в полную меру обеспечиваем лекарствами. И здесь тоже не без участия благотворителей, потому что некоторые лекарства стоят по тысяче рублей и дороже. Кроме этого, у нас есть творческий коллектив «Светёлка», который ставит различные инсценировки. И с этими инсценировками этот коллектив ездит в тот же ПНИ и на епархиальные выставки, участвует в новогодних представлениях, как городских, так и районных.
— А катехизация у вас проводится?
— Катехизацией у нас занимается отец Иоанн, наш диакон. Мы проводим беседы перед крещением, а также перед венчаниями.
— Сколько занятий у вас обычно бывает?
— Два, и каждое по часу. Отец Иоанн — квалифицированный в этом плане преподаватель, обладающий даром слова, знающий подход. Если раньше, поговорив с крещаемыми, потом их не видишь, то теперь они приходят и говорят: «Батюшка, мы пришли уже на второе причастие!» А вот что касается миссионерской деятельности, то наш миссионер — организатор паломнических поездок от нашего собора. В прошлом году у нас было более 30 поездок, среди них — две или три зарубежных. Кроме этого, она читает курс лекций о Православии в одном из частных колледжей Санкт-Петербурга, где собирается аудитория с 1 по 10 классы.
Такой вот был владыка!
| ПОСЛЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. Члены прихода
|
|
— Скажите, отец Павел, а вы сразу для себя избрали стезю священника или были сомнения?
— Сколько себя помню, я всегда хотел быть священником, если быть немножко точнее — епископом. В семье нас было пять мальчиков.
— Вы из верующей семьи?
— Да, из верующей. Мы жили в Средней Азии, в Ташкенте. С младенчества были прихожанами Успенского кафедрального собора. Так случилось, мы общались с ныне покойным владыкой Варфоломеем (Гондаровским), тогда епископом Ташкентским и Среднеазиатским. Потом его перевели в Орёл, где он и скончался. Он окормлял нашу семью. Тогда было очень трудно с различными книгами. А он в то время нам то Библию даст почитать, то другую духовную литературу. И даже, приезжая из каких-то поездок, подарки привозил. У меня в памяти отложились многие моменты.
— Интересно, расскажите!
— Однажды заканчивается Всенощное бдение. Владыка выходит из храма, и все подходят к нему под благословение. И вдруг он достаёт из кармана, из-под своей рясы, пачку жвачек «Педро». Оказывается, это он привёз для нас, мальчишек. Казалось бы, владыка, архиепископ, у него так много послушаний, забот, дел! А он в своей поездке за границей вспомнил про ребятишек, которые, наверно, очень будут рады гостинцам, и купил нам огромную коробку жвачек и привёз их. Это отложилось в моей памяти. И таких моментов было много. Я думаю, что такие впечатления от общения с великими людьми оставили свой след. Мне хотелось им подражать. Поэтому я всегда хотел быть таким епископом, как владыка Варфоломей.
— Тогда вам надо было идти в монастырь.
— Ну да. Но Господь устроил всё по-другому.
— А как вы попали в Санкт-Петербург?
— Я закончил школу в 93-м году. И сразу же поехал поступать в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Закончил семинарию и остался здесь. Познакомился со своей будущей супругой, мы поженились. Так началось моё служение.
— У вас семья, дети?
— Да. У меня двое деток, мальчик и девочка. Насте 18 лет, а Арсению — 16.
Ощущаю постоянно Божие присутствие!
| ВНУТРЕННЕЕ убранство храма
|
|
— Отец Павел, у вас, наверное, были в жизни такие случаи, когда Бог вам особым образом являл Себя?
— Знаете, постоянно. Иногда вообще возникают такие мысли: «Не любимчик ли ты у Бога, что Господь тебя так хранит?» Огромное количество таких случаев. Ну, например: я автолюбитель, стараюсь, насколько возможно, водить аккуратно. Однако бывают всякие ситуации. И каждый раз понимаешь, что Бог уберёг тебя, чтобы не случилось какой-то аварии, начиная от самых простых мелочей и заканчивая чем-то непоправимым.
— Наверное, и интересные встречи были?
— Я был знаком с такими великими, на мой взгляд, людьми, как владыка Варфоломей, владыка Иоанн Снычёв. Этот список очень долго можно продолжать, говоря о владыках, священниках и заканчивая простыми мирянами. У нас на приходе — матушка Лидия, она в юном возрасте была взята в плен и депортирована в Германию. Всё она вынесла и сохранила в себе веру, сохранила любовь. У неё совершенно отсутствует ненависть к тем, кто с ненавистью относился к ней. Находясь под бомбёжками, испытывая огромное давление и издевательства, матушка Лидия не сохранила ненависти. Она поминает в молитвах об упокоении хозяйку, у которой она была в Германии прислугой, молится за своих врагов. Знакомство с такими светлыми личностями вселяет желание быть похожими на них, почерпнуть от них что-то такое Небесное. Это бесценно. Ощущаю постоянно Божие присутствие и постоянный Божий Покров. Чувствую это и своей душой, и своим телом. Ведь, по идее, за твои грехи Господь должен был тебя так наказать, а Он тебя милует, оберегает, ведёт.
— Город Ломоносов был под оккупацией?
— Нет, он захвачен не был. Город представлял собой центр Ораниенбаумского плацдарма. Он стал той крепостью, которая более двух лет сдерживала натиск захватчиков.
— Что вас больше всего радует в нашей жизни?
— Знаете, радует то, что потихонечку наше общество становится сплочённее. Ведь вспомните, совсем недавно у нас вообще не было идеи, и, когда проводился общественный опрос, спрашивали: «Что нас может объединить? Какая идея?», очень многие говорили: «Деньги, благополучие». А теперь — Отечество, патриотизм, нравственность. Это потрясающе!
Истоки прелести и смуты
— Скажите, а вас не тревожат участившиеся нападки на Церковь некоторой части нашего общества? Даже в самой Церкви есть люди, которые не считают чем-то греховным критиковать Патриарха. После его встречи с Папой Римским Интернет просто взорвался. На Святейшего льются потоки грязи, и даже священство порой в этом участвует. Как вы к этому относитесь?
— Знаете, есть люди, для которых Церковь — не Мать. Они сами хотят быть матерью для Церкви. Они не готовы принять ту вертикаль, которая присутствует в Церкви. Они забывают о той присяге, которую они давали.
— Но эту вертикаль ведь Бог установил, она есть и в Царстве Божьем!
— Конечно, конечно! И, согласно этому, Церковь для нас является Матерью. И что нам Мать-Церковь скажет, то мы и делаем. И поэтому те постановления, которые принимаются Церковью, открываются Духом Святым священноначалию. И когда вдруг какой-то священник или мирянин берёт на себя такое дерзновение — встать выше Церкви, выше соборных постановлений, то это, без сомнения, хула на Святого Духа.
— А что, на ваш взгляд, является источником этого?
— Прелесть. Человек находится в некой прельщённости. Он хочет сам диктовать Церкви, как она должна поступать, как жить. Он видит себя мудрее и духоноснее, он думает, что знает, куда надо её вести. А это страшно. Не иначе как бесовским помрачением назвать это нельзя.
| ПАМЯТНАЯ ДОСКА на стене, свидетельствующая о том, что данный собор посещали и в нём служили многие известные люди, в том числе св. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Вениамин (Казанский), Государь Николай Второй и др.
|
|
— Получается, что осуждающие Патриарха раскалывают Церковь?
— Конечно, это внесение смуты. Ведь сейчас через Интернет, и различные социальные сети очень легко донести до общественного мнения свою позицию. И вот эти люди выбрасывают туда свои недовольства, основанные на невежестве, абсолютно не задумываясь о последствиях. И если ты, священник, выбрасываешь своё не очень-то хорошее о ком-то мнение, да ещё аргументируешь его ссылками на какие-то авторитеты, на каких-либо афонских старцев (о которых никто не слышал, или, может быть, слышал, но слова их можно преподнести по-другому), то твоё мнение тоже становится авторитетным. И люди, читая, соблазняются. А некоторые антиклерикалы откровенно видят в этом раскол, пользуются этим. Подобного не должно быть.
И ещё, мы не должны забывать, что Святейший Патриарх не только является первым среди епископов Церкви, но он же ведь ещё и деятель общественный и политический! А это предполагает встречи с главами разных конфессий. И обвинять его в этом глупо. К тому же на этих встречах речь об объединении с католиками или иными конфессиями не идёт. Когда читаешь протоколы таких встреч, прекрасно понимаешь, что речь идёт, в основном, о социально-миссионерском служении. Наша задача заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения между различными слоями общества и людьми различных вероисповеданий, чтобы предотвратить человеческие жертвы и избежать войны. Мы — миротворцы, мы призваны нести мир.
— На любые проблемы и нестроения есть ответ — это молитва. Если даже ты что-то не понимаешь или с чем-то не согласен, всё равно нужно смириться и молиться. Многие наши проблемы — вовне.
— Если очень глубоко копнуть, то причина многих заблуждений — отсутствие духовных отцов. Духовный отец — наставник, который помогает, подсказывает, оберегает. Который имеет огромнейший духовный и жизненный опыт. Он знает ответы на вопросы не только из собственного опыта, но и из опыта многих поколений духовных отцов. Он перенял этот опыт от своего духовного отца, а тот — от своего духовного отца. И вот этот опыт поколений передаётся тебе. Это очень важно. Если спросить людей, восстающих против Церкви: «Есть ли у тебя духовный отец?», то убежден, выяснится: такового у них нет.
— Есть люди, манипулирующие в этом вопросе.
— Без сомнения! Один человек, у которого спросили: «Есть ли у тебя духовный отец?», ответил: «Отец Николай Гурьянов». Называть или брать себе в духовные отцы человека, с которым ты, скажем, виделся один раз в жизни, к которому не приходишь на исповедь, не приходишь на частные беседы, — это, конечно, странно. Ведь не зря с самых древних времен в Церкви была такая практика: ты ходишь в храм, находящийся в твоей местности, где ты живёшь, и в этом храме ты исповедуешься и причащаешься. Всю твою жизнь знает духовник, священник этого храма. Равно как и ты знаешь всю его жизнь. И вот этот симбиоз единства и духовности всегда приносил добрые плоды. Почему раньше было так много светлых личностей? Потому что было с кого брать пример, было откуда почерпнуть духовные знания. Конечно, это только моё мнение.
Человек должен звучать, как струна!
— Скажите, отец Павел, у вас хорошие мысли о будущем России? Вы сказали, что всё постепенно меняется к лучшему.
— Россия — великое государство, великая страна. Когда-то она называлась «Святая Русь». Я свято верю, что она вновь будет называться «Святая Русь». И святость её будет заключаться не только в количестве храмов, но и в той просвещённости человека, в нравственном богатстве, в той открытости души и вере, которая будет гореть в человеческом сердце. А ведь всё это не только от хождения в храм, но и от патриотизма, от ответственности, когда каждый отвечает за своё государство, где все мы вместе отвечаем за каждого из нас. К этому наша страна потихонечку идёт. Всё будет хорошо. А трудности только сплачивают, сближают, активизируют.
— Наверное, важно не расслабляться?
— Знаете, как сказал владыка Антоний Блум (Царство ему Небесное!): «Струну на гитаре расслабь — и звучания никакого не будет. Но стоит её натянуть — и такой красивый звук появляется!» Вот и человек так же. Расслабь его — у него появится расхлябанность, бездействие. Но стоит какой-нибудь трудности «натянуть» человека — и он зазвучит по-другому, по-настоящему. Он тогда и трудится, и бьётся, и добивается.
— Какие у вас есть пожелания к нашим читателям?
— Испокон веков, как я уже говорил, мы жили верой и Отечеством. Хотелось бы, чтобы и в будущем мы руководствовались именно этим. Помните, был раньше девиз: «За веру, Царя и Отечество!»? У нас нет царя, но у нас есть и Отечество, и вера! Помните, как Владимир Путин сказал: «Медведю чужого не надо, но и своего он не отдаст!» Потрясающие слова! Мы не претендуем ни на территории, ни на какое-то особое к нам отношение. У нас есть богатая культура и многовековая история, у нас есть великая страна, в которой живут потрясающие люди, и если мы будем объединены нравственностью,
ответственностью, верой и патриотизмом, мы всегда будем едины и непобедимы.Хочется, чтобы каждый из нас, понимая это, жил верой и заботой об Отечестве.
— Спасибо вам, отец Павел, и успехов в вашем служении!
Вёл беседу Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива о. Павла