НАЧАЛО 1878 ГОДА. Узники Петропавловской крепости взбудоражены: Государь Александр II лично обходит камеры, проведя инспекцию. Государь имеет право помиловать узника, не оглядываясь ни на какие законы… Каждый обитатель тюремных камер пытается убедить царя в своей невиновности: клевета, случайность, трагические обстоятельства — только не злой умысел!
И вот открывается очередная массивная, укрепленная железными полосами дверь. Мрачные каменные стены — и неожиданно спокойное, волевое лицо заключенного. Совсем молодое… При виде царя узник поднимается на ноги.
— Заключенный Лев Тихомиров…
Так ли это было?
(Маленькое отступление. Я не знаю, так ли представлялись императору политические заключенные Петропавловки. И в их камерах наверняка не было мрачных серых стен — такая обстановка тогда встречалась лишь в карцере. Во времена декабристов камера напоминала аскетично обставленный кабинет: оклеенные обоями стены, письменный стол с керосиновой лампой, кровать. Позже один из героев-народовольцев в приступе истерики, то есть «не выдержав издевательств самодержавия», облил себя керосином и поджег. С той поры его товарищи лишились некоторой доли комфорта, но профессионального революционера так просто не запугаешь… Через несколько лет борцы за всеобщее счастье устроили бунт, изорвав обивку стен и переколотив мебель, словно дебиловатые подростки в спец-ПТУ. После этого не стало и обоев. И все же место, где отбывал наказание наш герой, сильно отличалось от современной бетонной клетки.)
…Заключенный Лев Тихомиров.
— Ответьте мне: за что вы оказались здесь? (Небось, и этот — жертва обстоятельств…)
— За государственное преступление, Ваше Величество!
И снова — я не знаю, происходило ли все это в точности так. Но точно известно, что сказал Александр II: «Я не могу содержать столько невиновных людей вместе с преступником. Тихомирова — освободить!» Думав, что именно с этого момента в жизни молодого революционера началось переосмысление своих поступков и ценностей… Но начну с начала.
Вольнодумство
Лев Александрович Тихомиров родился 19 января 1852 года на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил гимназию, затем — Московский университет. Молодой человек, обладающий сильным от природы характером в сочетании с желанием жить с пользой для своей страны, в обществе второй половины девятнадцатого века. В том времени, которое выдающийся идеолог разрушения определил как «разночинный период русского освободительного движения». Российская Империя, могучая и непобедимая, напоминала тренированного, мускулистого борца. Смелого, готового к бою за свои убеждения — и не подозревающего, что в его крови уже текут капли медленно действующего смертельного яда. Быт крестьянской массы еще пронизан православной верой, крестьянин еще верит в Царя-Батюшку, защитника веры христианской, но верхний, наиболее образованный слой общества уже заражен безбожием. Трагическая ошибка России — знание, просвещение приравнивается к богоборчеству… Тихомиров принимает активное участие в революционном движении, становится членом «Исполнительного комитета Народной Воли» — то есть участвует в организации убийства Александра II; редактирует партийные газеты, пишет «Письмо Исполнительного Комитета Императору Александру III» после события 1-го марта 1881 года. Итог закономерен: 11-го ноября 1873 года он арестован, заключен в Петропавловскую крепость. Спустя четыре года царская милость возвращает Тихомирову свободу. Еще четыре года в ненавистной «тюрьме народов» — и вольнодумец получает возможность эмигрировать за границу, в края вожделенной свободы и либерализма.
Покаяние
Думаю, что Александр II своим нравственным царским чутьем верно определил в политическом заключенном, враге государства — человека не только честного, но и умного. Проходит шесть лет — в Швейцарии, затем во Франции; Тихомиров своими глазами видит преимущества «открытого общества» того времени, сравнивает с оставленной страной «царского самодержавия»… Итог подведен в 1888 году. Тихомиров пишет прошение Государю с просьбой о помиловании и разрешении жить в России.
Бывший пламенный революционер становится убежденным монархистом. Он хорошо знал теневые стороны монархии, на собственном опыте испытал царское правосудие — но все неприятности русской жизни ничто по сравнению с ложью демократических и парламентарных теорий.
С этого времени он пишет много статей чисто монархического направления, издает брошюры и книги, работает в «Московских Ведомостях», а затем становится их редактором. Тихомировым написаны работы: «Начала и концы», «Духовенство и общество в современном религиозном движении», «Демократия либеральная и социальная», «Единоличная власть как принцип государственного строя» и многое другие. При этом для государства он по-прежнему остается подозрительным элементом и почти до конца жизни не получает полных гражданских прав… Наконец в 1905 году выходит капитальный труд «Монархическая Государственность» — выдавшееся творение, не потерявшее своей ценности и сейчас. Только после этого на Тихомирова обращают внимание, и он становится желанным гостем в христианско-патриотических кругах. В бытность Столыпина министром внутренних дел он пожалован чином статского советника и назначен членом совета министра внутренних дел, затем — становится членом Предсоборного Совещания.
Кончина
Казалось бы, его жизнь устраивается… К сожалению, слишком поздно — и не только для самого Тихомирова, но и для всей России. В «Монархической Государственности» он писал: «В настоящее время (1905 г.) мы видим Россию в самом смутном положении… Все учреждения подвергнуты пересмотру, ни власть, ни народ не знают, на кого можно положиться среди слуг правительства, а страна полна всевозможных беспорядков и бунтов». Мыслителю было видно, что бюрократическая управительная система, сформированная в период с Петра I, больше не может существовать. Он надеялся на лучшее, на возвращение к принципам православной монархии, к правильным отношениям Церкви и Верховной власти… Конец России как христианского государства наступил через десять лет. Тихомиров умер в 1923 году, успев увидеть крушение всех тех ценностей, за которые боролся и ради которых жил. Умер в Сергиевом Посаде, под сенью Троице-Сергиевой Лавры; настоящим христианином, искупившим грехи своей молодости. К сожалению, так и не сумев достучаться до сердец соотечественников… Можно представить, что чувствовал он перед смертью.
Наследие
Наследие Тихомирова почти неизвестно — не только широкой массе, но и христианам. Между тем его труды отвечают на множество вопросов, актуальных и сейчас. В чем основа власти? В чем причины смены одного строя другим, только ли в «экономических отношениях»? Почему православная культура так привязана к принципу «православной монархии?» Я часто сталкивался с вопросами типа «ну что вы так носитесь с вашим Николаем II?» Прочитайте — и станет понятнее… Точно так же происходит с типичным в нашей «демократической» культуре смешиванием понятий «самодержец», «самодур» и «деспот». Всякий помнит, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно; вот только неясно, почему процесс богоборчества и вообще стремительной нравственной деградации так быстро пошел именно после крушения этой ужасной абсолютной власти. Откройте «Монархическую Государственность» — и вы поймете, чем власть деспотическая или абсолютистская отличается от самодержавной, и что защищает (сожалению — защищало…) русского самодержца от абсолютного развращения.
Так нужен ли Царь?
Неизбежность «торжества демократии», провозглашаемая западной массовой культурой — вообще очень больной вопрос, особенно сейчас. Кто-то яростно ее отрицает, другие же готовы нести демократию всем нуждающимся. К сожалению, иногда при помощи штыков и ракет с дистанционным наведением… Тихомиров показал простую закономерность: формы государственного управления сменяют друг друга в зависимости от нравственного уровня общества. Если основная масса людей верит, что сила — наивысший аргумент, появится жестокая диктатура. Если общество разучилось доверять, люди в нем не доверяют ни Богу, ни друг другу — то, конечно, монархической власти там не будет. Ведь царская власть требует безграничного доверия, при ней невозможны вопросы вроде: «А вдруг он все у нас отберет, а сам будет целыми днями водку пить?» Будет регулярно сменяемый глава государства, обставленный со всех сторон ограничениями, механизмами контроля, процедурами импичмента… Кстати, это ставит жирное «нет» на мечты о скором возрождении самодержавия в России. Попробуйте найти в своем окружении хотя бы двух настоящих христиан, хотя бы из разных конфессий… Какой уж тут «православный царь».
Конечно, абсолютная истина встречается лишь в Священном Писании, и самый мудрый философ может ошибаться. Вероятно, не избежал этого и Лев Тихомиров. Но если кому-то хочется лучше разбираться в историческом пути христианства, во взаимоотношениях Церкви и Власти, в том, какие формы эти отношения принимали на Руси и в Византии, то стоит обратить внимание на эти книги. Напомню, что сочинения Тихомирова рекомендовал начинающему христианину известный публицист и апологет православия, протодиакон Андрей Кураев. Еще — что его называли самым крупным из идеологов русской национальной идеи… А впрочем — прочитайте сами. Тем более, что сборник «Апология Веры и Монархии» был недавно переиздан, и его можно купить в книжных магазинах.
Для жителей Петербурга — еще проще. Достаточно зайти в Христианскую библиотеку по адресу: ул. Грибакиных, 40. Там есть и редкое издание начала 90-х «Монархической Государственности».
Дмитрий ЧИСТЯКОВ