Благовещение: история и поэзия
Воскресенье, 07 Апрель 2013 00:54 Автор Елизавета Киктенко День Благовещения — начало...
Тот, с кем не надо прощаться
Среда, 19 Декабрь 2012 14:54 Автор Владимир Гурболиков 19 декабря мы празднуем память...
Протоиерей Василий Максимишинец: Что я увидел на святом Афоне |
Просмотров: 5651 | |||||||||||||||||||||
ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ МАКСИМИШИНЕЦ — православный священник, миссионер, педагог, гид по Святой Земле. Наша газета уже публиковала материалы с ним, касающиеся разных аспектов церковной жизни, в том числе паломничества на Святую Землю. Не так давно он побывал на Афоне в Греции. Мы встретились с отцом Василием, и он поделился в личной беседе с редакцией газеты своими впечатлениями об этой поездке в это святое для всех православных христиан место. Из иконы пошла кровь
— Отец Василий, скажите, какова была цель вашей поездки на Афон? — Это чудо, что я туда поехал. Я хотел научиться тому, чего, как считал, мне не хватает: отношению к паломникам и пониманию того, как лучше вести себя по отношению к священникам, к собратьям. Я считаю, что это дар особый, над которым мне надо потрудиться. — Что вас там больше всего удивило, впечатлило? — Меня сильно поразили три иконы. История одной из них такова. Когда-то в Ватопедском монастыре жил один монах, которого считали нерадивым. Он опаздывал не только на церковные богослужения, но и на трапезы. Однажды он опоздал на обед, и его не накормил повар. В церкви была икона слева от входа в храм, за которой он постоянно следил, протирал пыль, лампадку зажигал. И вот он подходит к иконе и со злостью говорит: «Богородица, я за Тобой постоянно ухаживаю, а Ты меня оставила голодным». Взял нож и ударил в лицо Божию Матерь, и когда он ударил, пошла кровь с иконы. Ему стало плохо, он стал плакать, просить прощения у Богоматери, и Она ему простила. Эта икона до сих пор есть в монастыре, и видна черноватая вмятина. — Эта история произошла давно? — Кажется, в 14-м веке. Икона находится в монастыре, где настоятелем отец Ефрем. Я с ним встречался, и даже был на литургии. Он очень оживленный, общительный. В монастыре около 100 монахов, там такая гармония, каждый монах знает свое дело. Меня поразило там единомыслие монахов, единодушие. Они понимают, что они друг другу нужны, потому что они знают свою цель — спасение. — Победа над страстями… — Да, самое главное, там понимаешь, что человеку надо быть с Богом, а монастырь — это как оранжерея, самое удобное для спасения место. Не случайно Божия Матерь избрала для этого Афон. Там действительно есть все условия для общения с Богом, и природа такая удивительная! — И женщин нет. — Да, вы знаете, однажды я, поднимаясь на гору, увидел много мужчин. Я забыл, что нахожусь на острове, где нет женщин, и подумал про себя, что если бы женщины были здесь, то эти мужчины вели бы себя по-другому. А тут такой мир… Нет поводов к искушениям. — А дух древней монашеской традиции сохраняется? — Да, сохраняется, он выражается в удивительной простоте. Как Дева Мария монахов спасла
— А что со второй иконой? — Вторая икона, которая меня поразила — это фреска на стене, сейчас ее сняли аккуратненько со штукатуркой и поставили в киот. История ее такова. Однажды ночью монастырь окружили пираты, и утром, когда монахи шли со службы, Дева Мария, держа Младенца Иисуса на руках, стала говорить настоятелю и братии, чтобы они не открывали ворота монастыря, потому что к монастырю подступили пираты. Тогда Младенец Иисус взял руку Матери и закрыл Ей уста со словами: «Зачем Ты их предупреждаешь, ведь они монахи нерадивые!» А Дева Мария отняла Его ручку и еще раз повторила: «Не открывайте ворота! Враги окружили монастырь». На иконе так и осталось, как Она оттягивает ручку… — Получается, что этот элемент иконы — нерукотворный? — Да, действительно. Монахи не открыли монастырь. Видите, несмотря на то, что Христос наш Спаситель, что Он умер за нас, Богородица продолжает помогать нам, она наша Матерь, покрывающая грехи детей. — Это хорошее свидетельство инославным, показывающее, кто есть Божия Матерь. Она по Своей славе превосходит херувимов и серафимов, и Сам Бог Ее слушает. А третья икона? — Третья икона находится в монастыре, который назван в честь св. Павла Ксиропотамского. Настоятель этого монастыря, однажды прогуливаясь по склону горы, увидел женщину, в руках которой находились три книги. Он у Нее спрашивает: «Ты кто будешь?» Она отвечает: «Я Хозяйка этой горы». — «А что Ты тут делаешь?». — «Я записываю: в одну книгу — кто приходит, в другую — кто уходит, в третью — кто уходит уже на небеса». Поговорил и пошел. Потом вдруг ему в голову приходит мысль: как может быть тут женщина, и кто Она? Это, наверное, Богородица! Он возвращается, но там никого уже нет. — Что вас еще на Афоне впечатлило? — Скит пророка Илии. Там было когда-то много русских монахов, 90% из России… Таких половых досок я никогда не видел: 1 метр шириной. Какой был лес! И этот лес был с севера России. Две доски испортились, и монахи говорят: «Чем бы их заменить? Надо опять бы Россию сюда!» Интересно то, что там монахи нас встречали с горящими глазами, так были рады, что мы пришли! — А сколько там русских монахов? — Сейчас уже ни одного, одни греки. — А на Афоне вообще есть русские монахи? — Да, есть целый русский монастырь св. Пантелеймона, но, кроме этого, встречаются иногда и в греческих монастырях. — А вы жили среди каких монахов? — Сейчас я жил среди греков. О чем нам говорил отец Паисий
— И как вам по их уставу было жить? — Мне понравилось, что устав относительно не строгий. Вот в Пантелеимоновом монастыре устав строже, там начало службы в час ночи, и до утра, потом днем можно поспать. А тут получается значительно легче, начало службы около 4 утра. Я был в 9-ти греческих монастырях. Это только на Афоне. Помимо этого я еще был на горах Олимпа, где согласно греческой мифологии жили боги. Но сейчас можно твердо заключить, что живет там Бог в сердцах тамошних монахов. Там устроен очень древний монастырь св. Дионисия Олимпийского. Монах Серафим, который встречал нас — земной Ангел, а не человек. Он был настолько нам рад, такое радушие проявил. — А были вы в том месте, где жил старец Паисий? — Да, я там был, встречался с его учеником, говорили о многих вещах, сидели на тех пеньках, где он проводил беседы с паломниками… Приятно было. А еще были у прозорливого старца Гавриила. Этот отец Гавриил как только меня увидел, начал сразу говорить о моих сиротских детях: «Да будут благословенны ваши дети…», и так далее. Я ему ничего не говорил. Он первый раз меня видит, и около 3 минут говорит о моих детях. В дополнение сказал, чтобы брал на воспитание столько детей, сколько мне Господь пошлет. — Интересно, он ведь не знал, что вы организовали детский дом для детей!
— Да, и он благословил меня строить церковь. Удивил меня этот старец! Я чудес не ищу, и на свои вопросы я себе уже ответил, но он как бы подтвердил мои мысли. Потом я был еще на встрече с другим прозорливым старцем в монастыре Павла. Его предшественник говорил с Богоматерью, когда видел Ее с книгами. — А вы спрашивали у монахов, что они думают о том, что происходит в мире и в России? — Когда я был в келии старца Паисия, то этот монах интересовался современной Россией и рассказал нам о предании старца Паисия. Он сказал, что России еще предстоит воевать с турками. В результате Россия победит Турцию, и по соглашению государств русские отдадут Константинополь грекам. Поэтому он спрашивал: «Как там Россия?» И еще многие другие монахи на эту тему с нами пробовали говорить. Сейчас, когда у них в стране кризис не только экономический, но и духовный, они поворачиваются лицом к России. — И Церковь поворачивается? — Да, и Церковь тоже. Раньше на нас смотрели немного холодно, с боязнью, а за последние два года мнение о нас поменялось. С Россией в Греции считаются
— Православные России и лично Святейший Патриарх поддержали отца Ефрема, когда на него воздвигли незаконные гонения, а министр иностранных дел Сергей Лавров по этому поводу даже сделал заявление! — Чувствуют его силу? — Да, и понимают, и с этим считаются. Если говорить о других президентах, то там они говорят разное. — Интересно, для нас афонские монахи — это авторитет. — По поводу гонений на отца Ефрема — там, как уже говорил, была зависть. Ватопедский монастырь поднимается, растет. Там одновременно совершается, по-моему, в девяти храмах литургия. Это большая сила, мощь. Причем механизм хорошо налажен, как на кнопочки нажимаешь, так у него все работает.
— Я понял, что отец Ефрем имеет очень большой авторитет в Греции. — Да, это действительно так. — А как ему пришла идея привезти в Россию пояс Богородицы? — Мы на эту тему не говорили, я думаю, это была инициатива нашей стороны. — Я читал, что он был поражен тем, что несколько миллионов людей приложились к этой святыне. — Да, три с половиной миллиона. Греки, когда видят наших в платочках и видят, как наши молятся, они не только поражаются, но и радуются, что от них это пошло. В завершение хочу сказать, что в поездке меня особенно удивило то, что все-таки есть еще спасающиеся люди. Можно быть монахом, но быть словно певцом, не имеющим слуха, и петь не в тон. Я благодарю Бога, что Он показал мне людей, которые в тон с Богом поют, находятся на правильном пути. Это для меня самое главное в этой поездке. Благодарю Бога, что Он помог мне побывать на Афонской горе! Вел беседу Арсений НОВИКОВ ИЗВЕСТНЫЙ СВЯЩЕННИК И ГИД ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ МАКСИМИШИНЕЦ организует очередную паломническую поездку православных христиан Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Израиль, которая состоится в мае 2013 года. Информационная поддержка: газета «Вечный Зов» (читайте интервью с о. Василием и паломнические репортажи в предыдущих номерах газеты). Справки по тел.: (812) 532-13-17, моб. 8-904-600-74-90. 195257, г. Санкт-Петербург, а/я 132. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Борис Гребенщиков — о своем посещении Ватопедского монастыря
Меня совершенно потрясло богослужение в храме, потому что такого храма я не видел никогда и такого пения я не слышал никогда. Я сидел, когда попал в первый вечер, и думал, что теперь понимаю, что в России меня немножко смущает. Я понимаю, откуда все идет, и вижу, где недоделки, на мой скромный взгляд. И есть модель, куда можно приехать, поучиться, вернуться к себе в город, в храм и сказать: ага, я знаю, что можно сделать». (Источник: Общество друзей Ватопедского монастыря) |