Благовещение: история и поэзия
Воскресенье, 07 Апрель 2013 00:54 Автор Елизавета Киктенко День Благовещения — начало...
Тот, с кем не надо прощаться
Среда, 19 Декабрь 2012 14:54 Автор Владимир Гурболиков 19 декабря мы празднуем память...
Правда об иеросхимонахе Симоне (Гаджикасимове) |
Просмотров: 7251 | ||||||||||||
«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! По меньшей мере, странно! Возможно, он принял это решение в порыве эмоций! Возможно, под действием импульса!» Именно так, отказываясь понимать, все тогда «рассуждали». Это сейчас некоторые из тех, кто знал его в те годы, готовы снять кавычки и действительно рассудить, попытаться понять. Но те, кто так и остался в той, прошлой для него, жизни, никогда не поймут. Перспективный обаятельный поэтМожно подумать, речь идет об отчаявшемся человеке, потерянном для друзей, бесславно забытом, или о том, кто ушел — и сделал это самым безрассудным образом. Так, именно так мы склонны воспринимать людей, которые в одночасье лишают себя славы, денег, имущества и даже возможности быть сытым и в тепле. Почти как самоубийц. Но он ушел спасаться. Спасать тех, кого любил.
Исламское происхождение Онегина во многом предопределяло его судьбу. Это был потомок прославленного иранского рода, что в каком-то смысле диктовало условия жизненной миссии. Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи. Для любого восточного человека связь с предками неразрывна. Мусульманская культура, передавая из поколения в поколение дух, навыки, ориентиры, обязывает детей поддерживать и продолжать дело отцов. Полагаю, ислам в своем роде единственная религия, определяющая этнос и образ или даже смысл жизни в нем. Вот почему отказ от религиозной принадлежности мусульман словно обескровливает, лишает связи с предками, уничтожает традиции. Человек, теряя богатства, мог бы надеяться на родных и друзей. Но когда лишаешься возможности рассчитывать и на близких, никого, кроме Бога, больше не остается. Тем самым возникает христианская форма потерь и форма действий — ради Бога. Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, а потом воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе, а в себе — то, что было до тебя. Предстояло расставаться и с имуществом, комфортом. Он никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас. Генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством. Невероятно для осознания и бес¬прецедентно в XX век. Подобные подвиги совершали в период раннего христианства. Случаи крещения мусульман случались, но в наши дни, тем более в эпоху социализма и приближающегося капитализма, а в реальности — в период разрушения и хаоса, это выглядело, по меньшей мере, дико. Что заставило его обратиться к христианству, а в скором времени уйти в монастырь? Не думаю, что смогу дать полный ответ на этот вопрос. Вероятно, поиск истины. Но очевидно — Промысел Божий. Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но ясно: любые перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли. Ослеп сначала, а потом прозрел
В какой-то момент Онегин стал остро ощущать одиночество, интриги, зависть. Все это вполне в духе той среды, в которой он жил, и сопровождает публичный успех. Любой человек, искушенный славой или даже не прославленный, но подорванный отсутствием морали, смысла, подменой понятий, проходя через все те двери, которые якобы распахиваются на его пути, видит вовсе не то, чего жаждет душа как индикатор истины, и, вероятно, имеет возможность впасть в уныние. Но Господь не оставляет жаждущих истины. Готовый искать свое место, Онегин теряется из виду тех, кого знал, путешествует, ищет себя. Возникает потребность в изучении религиозной литературы, духовных практик. На глаза ему попадается издание Библии. Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный, совершенно далекий по внешним признакам от глубоких, да и воцерковленному человеку не всегда понятных библейских текстов, осилил все главы в три дня. Когда он окончил читать, перестал видеть. Фактически ослеп. Зрение восстановилось три дня спустя. Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее. Через два года после крещения он уезжает в монастырь (Оптину Пустынь) и принимает монашеский сан с именем Силуан (впоследствии принял великую схиму с именем Симон). Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг — все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты. Возможно, в тот момент, когда он принимает решение подвизаться как монах, находясь в уединении, он, сам того не сознавая, встает на этот путь ради тех, кого ему только предстоит повстречать. Ради тех, кто так нуждался именно в его молитвах, наставлениях и просто заботе. Обладая невероятной мощью характера, воздействуя своим примером и умея понимать любого приходящего к нему за помощью, отец Силуан укреплял людей в вере. На моей памяти никогда и никто не говорил о Боге с такой любовью. Это было на грани откровения. О любви он учил всегда. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять.
Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно и, как мне казалось, холодно одет. Запомнились и стоптанные сапоги огромного размера. Кажется, они были у него одни. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи — осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но когда останавливал свой взгляд на мне, все нутро освещал. Видел насквозь. Страх и интерес бежали от меня к нему наперегонки. Возможно, подобные ощущения испытывала только я. Как правило, так случается с теми, кому есть чего бояться. Но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни. С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины, которые мы часто забываем в суете и бытовых заботах. Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах. Кетеван ЦИКЛАУРИ Одна из наиболее популярных песен поэта Онегина Гаджикасимова: Восточная песня(муз. Давида Тухманова) Льет ли теплый дождь, Падает ли снег — Я в подъезде против дома Твоего стою. Жду, что ты пройдешь, А быть может, нет, Стоит мне тебя увидеть — О, как я счастлив! Странно и смешно Наш устроен мир — Сердце любит, но не скажет О любви своей. Пусть живу я и не знаю — Любишь или нет, Это лучше, чем, признавшись, Слышать «нет» в ответ, А я боюсь услышать «нет». Песню подобрал На гитаре я, Жаль, что ты ее не слышишь, Потому что в ней, Грусти не тая, Я тебя назвал Самой нежной и красивой, О, и это правда! По ночам в тиши Я пишу стихи, Пусть твердят, что пишет каждый В девятнадцать лет. В каждой строчке только точки После буквы Л, Ты поймешь, конечно, все, Что я сказать хотел, Сказать хотел, но не сумел. Сказать хотел, но не сумел. По ночам в тиши Я пишу стихи, Пусть твердят, что пишет каждый В девятнадцать лет. В каждой строчке только точки После буквы Л, Ты поймешь, конечно, все, Что я сказать хотел, Но тает снег весной всегда, Быть может, мне ты скажешь «да».
Кстати говоря
Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве, став затем одним из самых популярных поэтов-песенников СССР 1960-х — 1980-х годов. На его стихи писали песни известнейшие композиторы тех лет — Давид Тухманов, Юрий Антонов, Александр Зацепин, Арно Бабаджанян, Владимир Шаинский, Евгений Птичкин, Полад Бюль-Бюль оглы… Их с удовольствием включали в свой репертуар самые популярные певцы — Валерий Ободзинский, Алла Пугачева, Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов, Евгений Мартынов, Валентина Толкунова, Лариса Мондрус, Сергей Захаров, Людмила Сенчина, Аида Ведищева, группы «Веселые ребята» и «Синяя птица»… Песни Гаджикасимова «Алешкина любовь» («Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…»), «Позвони» («Вчера ты мне сказала, что позвонишь сегодня…»), «Восточная песня» («Льет ли теплый дождь, падает ли снег…»), «Лайла», «Дождь и я», «Карнавал», «На качелях» и многие другие исполнялись не только на концертах, по радио и телевидению — они звучали в каждом доме, где только был проигрыватель. Онегин Гаджикасимов также известен как переводчик на русский язык множества зарубежных песен. Что пишут в Интернете друзья, знакомые |