Вторник, 04 Март 2014 15:24 Автор Александр Моисеенков
Продолжаем наш рассказ о Великом посте, и сегодня поговорим о том, в чем состоит его суть, и чем именно пост похож на войну.
Слово «пост» имеет двоякий смысл. С одной стороны, это воздержание, с другой – бодрствование, несение воинской службы, стояние на вахте. В христианстве эти два смысла сливаются воедино. Но если с первым значением более-менее понятно, то со вторым связан ряд важных вопросов.
Церковь всегда расценивала пост как время повышенного внимания человека к тому, что происходит в его сердце. Являясь воином Христовым, верующий призван постоянно быть начеку, чтобы зло, крадущееся в его душу, не смогло там развиться, пустить корни и заглушить все доброе. По сути дела, пост как состояние «повышенной боевой готовности» – это нормальное состояние души, и вся жизнь верующего должна проходить под знаком поста. Но, увы, очень часто мы оказываемся плохими солдатами. И зло, от которого нужно обороняться, входит в душу и начинает «качать права», толкая свою жертву на новые и новые грехи.
Любой из нас знаком с ситуацией, когда какой-то отвратительный поступок мы делаем внезапно, неожиданно даже для самих себя. Но это – лишь первое впечатление, и такая «внезапность» греха – кажущаяся. Всякий внимательно относящийся к своему духовному состоянию человек подтвердит, что каждый грех начинается с едва заметного «грешка», которому однажды дали волю.
Святые отцы различают несколько этапов развития греха. Вначале просто возникает мысль. Она похожа на сотни других мыслей, которые ежесекундно посещают наши буйные головы. Но вот, незнамо по какой причине, человек начинает «присматриваться» к этой мысли, «смаковать» ее. И со временем она становится в центре его внимания, заставляя забыть обо всем на свете. А когда жертва «дошла до нужной кондиции», эта греховная мысль, разросшаяся до гигантских размеров, уже не стесняется и доводит человека до греховного поступка. Так в общих чертах едва заметное зернышко превращается в исполинское дерево страстей, которые не дают житья своему горе-обладателю и толкают его на отвратительные дела.
В начале Великого поста, на Сырной седмице, в храмах поется 136-й псалом «На реках вавилонских». Это очень эмоциональное песнопение заканчивается жесткими и даже жестокими словами: «Дочь Вавилона, окаянная! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!».
В христианской традиции Вавилон – это символ греха. Любой грешник оказывается в той же ситуации, что и евреи в условиях вавилонского плена. Ему может житься очень сладко, но даже самый сытый пленник всегда остается рабом и невольником. На Масленице Церковь призывает каждого верующего осознать горькую правду – мы все пленники. А раз так, то нужно освобождаться. Но любое освобождение начинается с бунта, с революции. И именно к этому призывается христианин в дни поста – сбросить с себя иго греха, объявить войну страстям, восстановить мир в душе, который так бесцеремонно и нагло попрали захватчики.
Покаяние, которое является содержанием любого поста, – это всегда бунт. Это всегда война – война с грехом, с плотью, с самим собой. И у этой войны есть маленькое правило, о котором говорит все тот же 136-й псалом: убивать младенцев…
Это значит, что грех, который гнездится в человеческом сердце, нужно выкорчевывать тогда, когда он еще мал и является всего лишь зернышком, лежащим на грунте нашего сознания. Если же не научиться делать этого, то со временем придется поднимать бунт уже против страшных гигантов, прочно пустивших корни. А это очень и очень трудно.
Вот так, в общих чертах, можно сказать о сути поста. Но будет нехорошо, если, разговаривая на эту тему, мы обойдем один маленький вопрос – а причем здесь пища?
Великий пост: время бунта. Семь покаянных недель. Откуда взялся Великий пост?
Великий пост: время бунта. Семь покаянных недель. А диета-то зачем?