ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ФИЛИМОНОВ — настоятель петербургской церкви во имя иконы Божией Матери «Державная», профессор, доктор медицинских наук, кандидат богословия. Его кипучей энергии можно только позавидовать! Отец Сергий построил 6 больничных церквей и часовен, организовал общину сестер милосердия, центр милосердия св. мчц. Татианы, братство трезвости, братство сострадания и милосердия, душепопечительский центр по реабилитации пострадавших от магии, оккультизма, алкоголизма и наркомании, загородный реабилитационный центр, основал Общество православных врачей Санкт-Петербурга, содействовал основанию Общества православных врачей России, аналогичных обществ и сестричеств в других городах России. О деятельности последнего его детища, о том, что волнует сегодня православных врачей, как они относятся к тем или иным явлениям, мы и беседуем сегодня с отцом Сергием.
Задачи организации
| ПРАВОСЛАВНЫЕ ВРАЧИ во главе с о. Сергием
|
|
— Отец Сергий, расскажите о вашей организации. Каковы ее цели, задачи?
— Общество православных врачей — это общественная организация, которая объединила верующих православных врачей Санкт-Петербурга, в единый соборный организм, что позволяет врачам иметь единомыслие по поводу проблем, возникающих в современной медицине, которые сейчас принято называть особым термином «биомедицинские проблемы». Также мы ставим своей целью помогать тем гражданам — прежде всего верующим, которые нуждаются в лечении и не имеют на это соответствующих средств.
— Я знаю, что первоначально организация задумывалась для того, чтобы противостоять оккультным, колдовским и другим темным силам, а также тоталитарным сектам.
— Да, а также заниматься реабилитацией пострадавших лиц, и через эту реабилитацию заниматься миссионерством, а через миссионерство открывать людям глаза, что Церковь позволяет делать в отношении лечения своего организма, а куда обращаться не следует, и к каким тяжелым последствиям это может привести. Поэтому, естественно, это вылилось в такие научно-просветительские цели. Мы проводим различные заседания, на которые могут собираться открыто люди со всего города, используем разного рода печатные издания — газеты, журналы, проводим выступления на радио и телевидении, иными словами, используем широкий спектр всех средств массовой информации, включая Интернет, для того, чтобы обозначить свои позиции.
Омоложение — это грех
— Расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым вы пришли, исследуя те или иные актуальные темы, например, о вашем отношении к омоложению стволовыми клетками.
— Рассматривая данный вопрос с точки зрения верующего человека, я считаю: относиться нужно очень осторожно. Обычно омоложение происходит при помощи стволовых клеток либо используются какие-то технологии: фетальная терапия, фетальные кремы или специальные уколы. Если омоложение является самоцелью, оно человеку ничего не дает. Более того — оно вступает в конфликт с Божьим замыслом о человеке: ведь человек по замыслу Творца должен прожить определенное количество лет и умереть. А если он ставит своей целью омолаживаться для того, чтобы быть привлекательным — к примеру, женщины хотят, чтобы мужчины реагировали, чтобы в 50 лет можно было мужчину соблазнить и он оказался с такой 50-летней или 60-летней женщиной в постели, или заключил с ней совершенно несуразный брак с 20-30-летней разницей, — то в этом есть неправда.
— Потому что цели, которые ставятся — земные, греховные?
— Да, они достаточно конфликтные с Богом. Другое дело, когда человек поддерживает жизнедеятельность своего организма посредством какой-то диеты, или воздержания от алкоголя, или проводит санаторно-курортное лечение, потому что ему предстоит тяжелая работа в течение года, или у него семья и много детей, он тратит много сил, чтоб прокормить их — и поэтому он ложится на профилактическое лечение, или раз в неделю ходит в спортивный зал, — это нормально. Вот к такого рода «омолаживанию» организма можно относиться положительно. Это не противоречит Божьему замыслу о человеке.
Чем опасны ГМО
— Скажите, а есть ли есть данные по генетически модифицированным продуктам? Действительно ли они вредны для организма человека?
— Работы по генетически модифицированным продуктам проводились, и у нас был специалист, который достаточно серьезно занимался этим вопросом, даже имел монографии, но в настоящее время все научные работы в этой области свернуты.
— Почему?
— Есть определенные причины. Те компании, назовем их транснациональные (они занимают практически весь рынок этих продуктов, и их штаб-квартира находится в Соединенных Штатах), заинтересованы в этом, чтобы эти продукты широко распространялись по всему миру. И даже когда в Европе был принят закон об ограничении ввоза модифицированных продуктов, благодаря финансовым средствам, которые дали компании, они смогли изменить существующее законодательство. Этот закон был отменен. Зерна, которые посеяны из этих продуктов, как правило, не дают больше двух всходов. Потом надо опять обращаться в компанию-производитель. Это значит, что все садятся на так называемый «пищевой крючок», так как они будут зависеть от компаний, которые это производят.
— Какое влияние на человеческий организм оказывают эти продукты?
— Работы по исследованию этого вопроса не проводятся, и понятно, что люди, которые работают на рынке продажи этих продуктов, не заинтересованы в том, чтобы появилась информация о негативном влиянии этих продуктов на человеческий организм. Здесь уже возникают интересы большого капитала, больших денег, и понятно, что эти компании лоббируют все научные исследования в этой области. Я знаю, что многие такие лаборатории были закрыты, а ученые, которые занимались такими исследованиями, преследовались.
— Но все-таки что-то уже известно?
— Для того чтобы говорить, как могут действовать модифицированные продукты, нужно, чтоб прошло одно-два поколения людей, употребляющих эти продукты, и должно быть проведено массовое обследование большой выборки — ста-двухсот тысяч человек, которые употребляют эти продукты. Тогда можно определить их положительное или отрицательное действие. Но мы знаем из опыта человеческой жизни, что любые генные модификации, любые игры с генами — они бесследно для человеческого организма не проходят.
Хочу ребеночка любой ценой?
| ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ общества. Разговор с врачами
|
|
— Скажите, а к таким явлениям, как зачатие в пробирке или суррогатное материнство, как людям относиться?
— По этим вопросам существует соборное мнение Церкви. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года совершенно четко определил, что все виды экстракорпорального оплодотворения, которые на данный момент существуют, не благословляются Церковью, потому что во время этих оплодотворений происходят вещи, которые Церковь не может принять. И самое недопустимое — редукция лишних эмбрионов. Разрешен вид искусственного оплодотворения, когда все происходит естественным образом без зачатия в пробирке. Но, к сожалению, его эффективность не очень велика, она не превышает 20%. Поэтому это вопрос сугубо индивидуальный, но, естественно, использование чужого генетического материала, какая бы ни была прекрасная методика, и даже если не будет редукции эмбрионов, — это нарушение целостности брака. Возникает чужой генетический набор. Это значит, что в семье появляется чужой человек. Его не видно, но гены его присутствуют в этом ребенке. Значит, целостность брака нарушена и супруги не идут по воле Божией, но ищут обходной путь.
— А что касается суррогатного материнства?
— Сейчас готовится новый законопроект о репродуктивных технологиях (он подготовлен министерством здравоохранения России), в котором суррогатное материнство узаконивается. И в законе об охране здоровья граждан этот вид технологий утвержден. Но надо сказать, что это законодательное решение абсолютно противоречит закону Божьему. Потому что воспитание ребенка в утробе чужой матери противоестественно и нарушает всякие этические принципы. У такого родившегося ребенка может быть одновременно несколько родителей. И это полный нонсенс! Например, в Бразилии была бесплодной дочка, мама решила родить ей ребенка. Она стала суррогатной матерью для своей дочки, родила ребенка. Возникла двойственная ситуация: с одной стороны, она является для ребенка матерью, с другой стороны, она является одновременно бабушкой. Возникает путаница: кто же она тогда такая — бабушка или мама? Кем теперь является дочь по отношению к ней? То есть возникают вопросы как в медицинской плоскости и социальной, так и в плоскости духовно-нравственной и плоскости церковной. И везде проблемы. Поэтому, безусловно, такая методика — она неприемлема.
— В то время как у нас сотни тысяч детей-сирот без родителей, можно брать их спокойно и воспитывать.
— Да, если есть желание, ответственность и гражданское мужество.
Грехи и болезни — связаны
— Поговорим о болезнях. Скажите, а есть ли какая-то логическая связь между некоторыми человеческими грехами и болезнями?
— Ну, связь кое-какая просматривается. Православные врачи и священники, исходя из медицинского и пастырского опыта, хорошо видят их. Например, человек постоянно гневается, раздражается, кричит, орет, скандалит. Какой у него грех? Он заражен гневно-раздражительной страстью. Если он с ней не борется и не воспитывает себя в духе кротости, в духе терпения, великодушия, смирения, то тогда этот грех, его греховная страсть может вылиться в язвенную болезнь желудка или в гипертоническую болезнь. Поэтому гипертонической болезнью нередко болеют те люди, которые часто психуют, все время шумят, кричат, негодуют. Если человек имеет блудную страсть, то, безусловно, он может наткнуться на инфекцию, передающуюся половым путем.
— Верующие по-другому переносят болезни?
— Люди, которые понимают, что греховным страстям должна быть противопоставлена добродетель терпения и молитвы, благодушно переносят все, благодарят Бога, молятся и благодаря этому преодолевают депрессивные состояния. А у тех, которые в этом грехе, в этой страсти продолжают находиться, развиваются различные психические заболевания. А если нет психического заболевания, то они находятся в каком-то психопатическом состоянии, и тогда они отравляют жизнь и себе, и окружающим — отсюда и мысли не о том, чтобы продолжать бороться за жизнь, а о том, чтобы ее прекратить. Вот и связь с этой страстью. Так вот, если копнуть, то, конечно же, видно, что те или иные заболевания — они связаны со страстями. Однако нельзя только заниматься антропоморфизмом страстей или говорить, что вот именно эта болезнь связана четко с этой страстью. Есть то, что просматривается, а есть вещи, которые для нас закрыты и являются тайной Божией, и мы не должны пытаться здесь что-то вскрыть.
Почему важны исповедь и причастие
| ХРАМ во имя иконы Божией Матери «Державная»
|
|
— Какую роль в исцелении людей играет исповедь и причастие?
— Исповедь и причастие играют огромную роль в жизни больного человека. Должен сказать, что, наблюдая за тем, что происходит с людьми в результате исповеди и причастия, в свое время как врач я и пришел к мысли о том, чтобы стать священнослужителем. В результате глубокого покаяния Господь может изменить физическое состояние человека, и это реальность, и мы ее наблюдаем. Наш приход находится рядом с больницами. Рядом 3 больших больницы — 122 медсанчасть, Областная больница, госпиталь ГУВД. Мы ходим к больным, сами больные к нам обращаются. За это время, а мы уже 17 лет несем это служение, были десятки тысяч обращений. И мы совершенно четко видим эти закономерности — как выздоравливают без запланированного хирургического вмешательства, когда они покаются и причастятся.
— То есть люди получили чудесное исцеление?
— Были случаи чудесного исцеления, и были случаи благополучного выздоровления, были случаи благоприятного протекания операции. Были случаи, когда люди могли стать калеками, находились в состоянии, несовместимом с жизнью, и выходили, что называется, сухими из воды. То, что удалось увидеть, противоречит самим физическим законам. Бог вмешивается в происходящие процессы и продолжает, как и 2000 лет назад, исцелять людей. Он Сам смотрит, как и когда подать врачевание через врача, а когда Ему Самому вмешаться. Безусловно, мы убедились за это время не теоретически, а практически, как помогает Таинство Церкви человеку, который к нему обращается.
— И вы всем больным советуете, прежде чем обращаться к врачам, пойти в церковь и исповедаться и причаститься?
— Ну, всем больным сложно посоветовать, потому что среди больных есть и люди неверующие, и мало верующие. И не верить в Бога — это их позиция. Мы говорим о том, что это необходимо, а человек сам делает выбор. Мы им напоминаем слова преподобного Нила Синайского о том, что прежде врачей обращайся к Богу и молитве.
Здоровая ли мы нация?
— Насколько, на ваш взгляд, мы больная или здоровая нация? Есть ли какая-то статистика?
— Статистика есть, и эту статистику ежегодно приводят на Рождественских образовательных чтениях в Москве. Ее приводили люди очень высокого ранга, те, которые имели доступ к информации. Статистика — вещь очень сложная, ей нельзя до конца доверять. Но, тем не менее, даже при тех не всегда точных и правильных показателях, которыми располагают статистические органы, можно проследить некоторые тенденции, и одна из них известна под названием «русский крест».
— Это когда смертность превышает рождаемость?
— Да. Мы совершенно четко наблюдаем демографический спад. Мы это видим и в нашем городе Санкт-Петербурге, и по всей стране. Причины известны. Но на этот процесс на данный момент мы повлиять не можем, потому что, во-первых, существующие законы не позволяют изменить ситуацию, и, во-вторых, потому что голос Церкви на данный момент в народе не слышен. Люди не слышат набата Церкви об опасности, которая нависла над народом. Мне не хочется этими цифрами пугать людей и расстраивать…
— Ну, а что самое большее у вас вызывает тревогу — может быть, участившиеся случаи бесплодия? Где-то я читал, что у нас 25% пар не имеет детей по причине бесплодия. Или, может быть, рост алкоголизма?
— Количество людей, которые страдают бесплодием, на самом деле достигает даже, по мнению некоторых исследователей, до 40%.
— А с чем это связано?
— С беспорядочной половой жизнью. Сегодня как бы все дозволено, и нам прививается западный образ отношений в семье, где муж и жена — это не муж и жена, а партнеры, или друзья на время, и в результате этой беспорядочной жизни люди вовремя не рожают детей, а потом болезни, которые развиваются, не позволяют им иметь детей. Это раз. Второе — конечно, высокий уровень алкоголизма и наркомании. Кроме того, огромное количество абортов, сейчас — 2 миллиона в год. Но, тем не менее, прерывание беременности разрешено. Если не будет укрепляться институт семьи и поощряться деторождение, то мы не сможем выйти из того положения «русского креста», которое на данный момент сложилось.
Как помочь умирающему человеку?
— Отец Сергий, все мы однажды умрем. Быть может, интервью прочитает человек, который смертельно болен. Скажите, как можно помочь умирающему человеку подготовиться к смерти?
— Прежде всего надо умирающему человеку напомнить о том, что это все-таки определенная стадия жизни. Что смерть — это такой отрезок, который является частью жизни. И это очень важный участок жизни, который надо прожить, прожить осмысленно. И очень часто этот отрезок помогает расставить очень многие точки над «i» в жизни человека. Второе — чтобы человек, который подходит к этому рубежу, помнил о том, что смерть является только запятой, она не является точкой в его личностном бытии. Потому что вслед за этой запятой следует вечная жизнь. И поэтому человек, который находится на этом этапе, должен жить надеждой вечной жизни, и соответствующим образом к этому готовиться, понимать, что его ждет встреча с Богом. И что за этой запятой только начнется большая, настоящая, развернутая жизнь. Что та жизнь, которая была здесь — это только подготовка, это только испытание склонностей человека, черт его характера, его отношения к Богу, его отношения к вечности, его преданности, а настоящая жизнь начнется там. Там человеку будет дана возможность развернуть все свои способности, и время там не будет ограничено. Потому что наш Бог не есть Бог мертвых, а Бог живых. Поэтому человек умирающий должен верить в жизнь, а не в уход в какое-то непонятное небытие. И это должно давать ему очень сильную опору. Но к этому ответственному моменту перехода туда, в вечность, он должен соответствующим образом подготовиться.
— Часто уход человека в мир иной ускоряет огромное количество негативных новостей, долетающих с телеэкрана. Скажите, как можно себя обезопасить?
— Во-первых, нужно понимать, что журналисты подают информацию, которая их реализует как журналистов, это их хлеб. Но это не значит, что каждый человек должен на это все реагировать. Есть прекрасные передачи, которые, например, заставляют человека о чем-то задуматься, проанализировать, какая ситуация в стране, например, передачи Мамонтова, известного журналиста. Потом, есть передачи, где люди вспоминают о Великой Отечественной войне, тоже нелишне вспомнить. Есть передачи из области культуры, которые с детьми важно смотреть, о географии, о животных — какого-то общего развития. Есть очень глубокие передачи духовно-нравственного содержания, которые заставляют задуматься о жизни, под каким-то углом посмотреть на проблему — безусловно, мы выберем эту программу. Но это не значит, что надо смотреть все негативное, что на нас выливается. Мы здесь сами хозяева.
— Перед интервью вы посмотрели нашу газету. Скажите, насколько важно, чтобы такие газеты, как «Вечный Зов», имели место быть в обществе? И что бы вы читателям посоветовали?
— Те ориентиры, которые дает ваша газета, наводят человека на мысли о том, как он должен духовно строить свою жизнь и какие он должен сделать выводы, анализируя свое сегодняшнее состояние. Это должно быть не праздное чтение, а чтение к действию, чтение к практике. Человек должен спросить: а что я могу сделать, что во мне соответствует тому, что я читаю, что это мне дает? Любая духовная литература, в том числе и газета, которой вы занимаетесь, — она, безусловно, способствует тому, чтобы это влияло на спасение души человека. Все, что влияет на спасение души человека — оно положительно, оно Богом благословенно. А все, что отвращает его от этого спасения — оно вредит человеку и просто растрачивает его силы. Поэтому я желаю читателям, чтобы они не были «головастиками», то есть не получалось так, что в голове очень много, а на практике очень мало, а чтобы они потихонечку вводили в свою жизнь, соизмеряли с ней то, что они прочитали в газете или в других духовных изданиях.
— Спасибо большое, отец Сергий!
Вел беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива о. Сергия