Благовещение: история и поэзия

Благовещение: история и поэзия

Воскресенье, 07 Апрель 2013 00:54 Автор  Елизавета Киктенко День Благовещения — начало...

Тот, с кем не надо прощаться

Тот, с кем не надо прощаться

Среда, 19 Декабрь 2012 14:54 Автор  Владимир Гурболиков 19 декабря мы празднуем память...

На волнах колокольного звона мы плыли сквозь ночь и туман
Просмотров: 3048

На волнах колокольного звона мы плыли сквозь ночь и туман
«ДЕЛО НЕОБЫКНОВЕННО! У этих людей вся религия в колоколах и образах», — восклицал в начале XVII века краковский дворянин Ст. Немоевский, имея в виду особенности русской религиозности. И действительно, всех иноземцев удивляло количество колоколов на Руси. Такое единодушное удивление европейцев тем более примечательно, что познакомились на Руси с колоколами намного позже, чем в Европе, откуда первые колокола к нам и попали.

Как Иван Грозный колокол «казнил»

Впервые услышав колокольный звон, русские люди его полюбили. Полюбили так сильно, что в их жизни он сразу стал играть особенную роль. Он звал их на молитву и на ратный подвиг, возвещал о радости и горе, предупреждал о пожаре и эпидемии, о приближении врага, подавал сигналы времени, указывал дорогу путникам в метель. Малиновый звон входил в их жизнь с молоком матери.

В народном восприятии поражает то, что колокол мыслится как живое существо, во многом подобное человеку. Колоколу приписывалась способность чувствовать и переживать, а в его звуках слышалась человеческая речь. Колокола наделялись волей и способностью к самостоятельным действиям. В духовных стихах и житиях колокола звонят сами по себе в ознаменование чудесных событий.

Колоколам давали имена и прозвища. Собрание колоколов на одной колокольне называлось «колокольная фамилия», т. е. «колокольная семья». Считалось, что колокола могут сами выбирать себе место, где им висеть, а главное — сохраняют верность своей колокольне. До наших дней дошел рассказ о том, как по приказу Петра I часть колоколов сняли, чтобы перелить на пушки, но колокола Троицкой лавры не захотели стать орудиями убийства и в итоге вернулись на место, откуда они были силой изъяты.

Судьба колоколов-бунтарей, символизирующих волю (вечевые колокола Новгорода, Пскова и др.), была под стать человеческой. Их «наказывали», обрубали им «уши» и вырывали «язык», а чаще просто снимали, забирая в качестве трофеев или отправляя в ссылку. Одно из преданий рассказывает, как по приказу Ивана Грозного в Новгороде был «казнен» и переплавлен колокол Софийского собора.

Лучше в воду, чем в руки врага

Люди верили, что колокольный звон и сами колокола несовместимы с ложью, несправедливостью и греховностью. При перенесении колоколов с места на место, при их отливке и особенно при поднятии их на колокольню всегда соблюдались определенные правила. Считалось, что если в числе присутствующих есть нечестивые, бессовестные люди или если колокол отлит на неправедные деньги, то с ним обязательно что-то случится. Он упадет, расколется, или голос его будет лишен звона. Поэтому перед началом действа все негодяи вызывались из толпы и изгонялись.

Колокольный звон был для людей мерилом праведности и добра. «Рожь чище звона», «голос чище звона» или «слава, что звон» — так говорили о том, что было достойно высшей оценки и похвалы. Недаром среди русских юридических обычаев была так называемая очистительная присяга, принимаемая не только над крестом или иконой (когда человек клялся в том, что он прав, и в качестве доказательства целовал икону или крест), но и под колокольный звон. «Ходить под колоколами» — так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невиновность иным способом и решивших оправдаться в церкви, при стечении народа и под колокольный звон.

Есть много легенд об исчезнувших колоколах. Колокола падали в воду, уходили под землю, становились невидимыми, если им грозило перейти в руки нечестивых людей, иноземных врагов или разбойников. Наиболее известна китежская легенда, рассказывающая о том, как во времена нашествия Батыя ушел на дно озера Светлояра чудесный город Китеж. Говорят, что и сейчас в одну из летних ночей в водах озера можно увидеть очертания города, услышать песнопения и тихий колокольный звон. Подобных легенд о провалившихся под землю селах, городах, церквах и монастырях в России известно великое множество. Иной раз люди и сами, не желая, чтобы колокола достались врагу, закапывали их в землю или топили в водах озер, рек и колодцев. Ушедшие под землю или затопленные колокола, как правило, не удается вернуть на место. И только дети и праведные люди могут иногда услышать, как зов из незапамятных времен, их отдаленный звон.

Невероятное открытие ученых

Современные ученые сделали удивительное открытие: колокольный звон может лечить болезни! Группа исследователей под руководством кандидата биологических наук Ф. Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, разрушая болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Велико воздействие колоколов и на душевное состояние человека, на его психику. Много лет психиатр А. В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. На его счету сотни исцеленных людей.

Люди, жившие на Руси несколько столетий назад, об открытиях современных ученых не знали. Но, наверно, догадывались, что в колокольном звоне заключена целительная сила. Во время эпидемий они устраивали «целодневный звон» — били в колокола круглые сутки. Звонили, не жалея сил, чтобы услышал и помиловал Господь. Детей и взрослых при испуге, лихорадке и других болезнях «водили под колокола» (то есть ставили под колокол на колокольне и начинали в него бить). Больным становилось легче.

Самым веселым, долгожданным и любимым был пасхальный звон. В этот день каждый человек мог подняться на колокольню и вызванивать на колоколах все, что ему заблагорассудится. Во многих местах России пасхальная неделя даже получила название «Звонильной». Пожалуй, только ленивый не звонил на Пасху в колокола.

Стенька Разин и колокол

Колокольный звон представлялся человеку благотворной и праведной силой, способной спасти его душу. В народе был обычай — давать деньги на литье колоколов или покупать их в память о своих родных и близких. Особая роль отводилась колоколам в деле спасения души самоубийцы, человека, умершего внезапной или насильственной смертью, а также некрещеного младенца. Как известно, погребение таких людей проходило без отпевания и колокольного звона, да и хоронили их вне кладбища. Для того, чтобы спасти душу самоубийцы, принято было делать тайные пожертвования на колокол, который должен был «вызвонить» ему милость и прощение за совершенный грех.

Вместе с тем жертвователями, случалось, становились и разбойники, которые раскаялись в своих грехах и стремились заслужить прощение. Есть интересное предание о Стеньке Разине. Однажды он затопил в озере большой колокол села Успенского. Зачем он это сделал — неизвестно. Но если, утопив персидскую княжну, Разин особо не мучился, то тут его загрызла совесть. Наверно, в глубине души атаман был по-своему верующий. Желая замолить тяжкий грех, он придумал для этого способ весьма необычный. Он велел своим людям бросать на то место, где под водой лежал колокол, бочки золота и серебра до тех пор, пока колокол не зазвонит: «Не будет звона — так не будет Стенька прощен, а звон будет — так будет Стенька прощен». Неизвестно, сколько бочек они туда бросили. Но колокол «простил» разбойника, зазвонив в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Тридесятое царство, березовый рай…

Колокольный звон «по сход души» помогал умирающему при тяжелой агонии. По общему убеждению, мучительная агония указывала на человека, сильно грешившего в жизни (колдуна, преступника), за душой которого охотились дьявол и нечистые духи, а колокольный звон обладал силой отгонять их.

Колокольному звону приписывалась огромная отвращающая сила, способная разогнать тучи и избавить мир от нечистой силы и зла. Подобное значение придавалось колоколам буквально повсюду. Оно вошло в принятый в Православной Церкви чин освящения колокола, в одной из молитв которого сказано следующее: «Колокол сей небесным Твоим благословением исполни. Услышав звон его, да отступят нечистые силы далеко от оград Твоих верных, и все стрелы их огненные, разожженные на нас, да угаснут, треск же молний, падение града, и все вредные поветрия, всесильною и крепкою десницею прогоняемые и сдерживаемые, да прекратятся, утихнут и отступят…» (перевод с церк.-слав. — К. Р.).

Люди верили, что колокольный звон приближает их к Богу. В народе ходили легенды о заповедных местах, где люди сохранили истинную веру. Там, в легендарном Беловодье, «Опоньском царстве», «Анапе» или «Ореховой земле», удаленных от суетного мира, колокольный звон никогда и не прерывался. В этих местах, находящихся где-то далеко, за морем или за горами, жизнь была вольной, богатой и праведной, и люди не переставали искать их. Иногда им даже удавалось приблизиться к заветной цели, однако достичь ее они так и не могли. Единственное, что оказывалось доступно человеку, — это услышать звуки той обетованной земли, в том числе и доносящийся оттуда колокольный звон…

* * *

Конечно, в то время народ был простой, неученый. В поверьях и мифах, связанных с колоколом, причудливо переплелись легенда и реальность, христианство и язычество. Был, например, такой вот метод народной медицины. Колокол или его «язык» обмывали на колокольне так, чтобы вода стекала в горшок, а затем поили ею больного. Смешно ведь? И смешно, и трогательно. И… завидно: была же вера! Пускай бездумная, но чистая, идущая из сердца. И исцелялись люди!

Да, они многое просто придумали. Нет никакого Опоньского царства. Но придумать такое могли только люди с поэтическим складом характера, с чистым сердцем и с жаждой по Богу.

Любили на Руси колокола! Ведь колокольный звон объединял народ. Объединял для чего-то хорошего — для молитвы, для ратного подвига, для светлого праздника… Люди чувствовали себя одним целым.
Эх, кто отлил бы нам сегодня такой колокол, чтоб зазвучал над всей страной! Чтобы всех разбудил, чтоб везде стало слышно, чтоб отдалось в каждом сердце! Может, тогда и открылось бы небо над нами, и услышал Господь, и отвел от нас беды?

Ксения РОМАНОВА
(По статье Агапкиной Т. А. «Мать Пресвятая Богородица, колокол святой»: Какие звоны раздавались над Россией». «Родина», 1997, №1, 2)

 

Новости

mitropolit-vladimir-nagradil-aktera-sergeya-makovetskogo-ordenom-uptsПятница, 22 Март 2013 13:56 21 марта Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в своей резиденции в Святой Успенской Киево-Печерской...
v-upts-nadeyutsya-chto-novyj-papa-rimskij-pomozhet-reshit-nabolevshie-mezhkonfessionalnye-problemyПятница, 15 Март 2013 15:01 Как оценивает Православная Церковь избрание нового Папы Римского Франциска I и о причинах ухода Папы Бенедикта...
tserkov-chtit-pamyat-prepodobnogo-tita-chudotvortsaПонедельник, 15 Апрель 2013 09:32 Преподобный Тит чудотворец с юных лет посвятил себя иноческой жизни. Подвизался он в IX веке в...