ОДНАЖДЫ, стоя в очереди со своей собакой, я ожидал приема к ветеринарному врачу. В какой-то момент в нос ударил отвратительный, тошнотворный запах, и из кабинета вышел весьма неухоженный человек, именуемый у нас «лицо без определенного места жительства». Оказалось, местные айболиты иногда помогают бродягам, обитающим в этом районе. Неприятный запах долго выветривался. И первое, что вспоминалось — притча о богаче и Лазаре. Как много толкований и комментариев этой грустной истории, но почему-то почти не упоминаются в них персонажи, о которых я и собирался вести речь в этой заметке — «…и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:21). Я этим строчкам тоже не придавал особого значения, пока однажды не натер большую мозоль, а наутро проснулся от чувства, что эту мозоль лижет теплый мокрый язык… Непередаваемое ощущение… Кажется, Спаситель прямо указал на тех, кто ни при каких жизненных обстоятельствах не оставит нас в одиночестве, однако церковные и околоцерковные традиции приводят к другим выводам. И все же, слава Богу, многие житейские вопросы оставлены нам для факультативного рассмотрения, в том числе вопрос об отношении к домашним животным.
«Не лучше ли собаку пристрелить?»
В последние годы прилагательное «православный» часто стали использовать в спекулятивных целях, по коммерческим или идейным соображениям, а нам остается гадать, в чем отличие православного врача от обычного, и действительно ли минералка из универсама происходит из святого источника. Священнослужители с иронией относятся к этим явлениям, обусловленным, конечно, финансовой составляющей. Поэтому не будет удивительным, если через какое-то время появится словосочетание «православное собаководство», с учетом того, что заведение и содержание среднеразмерной собаки в городских условиях требует немалых денежных затрат, и, соответственно, кто-то может стяжать с этого немалые доходы. В некоторых монастырях давно существуют собачьи питомники, которые себя не афишируют. Наоборот, есть, например, «питомник в Сергиевом Посаде»: первая мысль — он при церкви, а это совершенно не так. Однако на данный момент хотелось бы разобраться, можно ли в принципе с точки зрения наших церковных традиций поставить рядом два слова — «православный» и «собаковод»? По правде говоря, бывает, что в воскресенье надо пойти на службу, а с собакой погулять некому. Специфика мегаполиса. И не правильно ли эту собаку пристрелить (усыпить, утопить), чтобы не мешала посещать богослужения? Это, конечно, шутка, но отцы Церкви много веков назад рассуждали именно в этом ключе — лучше потратить время на молитву, чем заниматься со зверюшками. Каковы же реалии сегодняшнего дня?
Вот мнения людей авторитетных
Сперва приведу мысли нескольких авторитетных людей.
Из беседы с митрополитом Смоленским и Калининградским, а ныне Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом:
— Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия.
Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда. (Пресс-конференция митрополита Кирилла, 23 мая 2006 г.)
Из книги дьякона Андрея Кураева «Почему православные такие?», стр. 263:
— Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя?
— Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен. Мол, «если дом освящен — поселяется Господь, а если пустили собаку в дом — благодать Святого Духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!». Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет. Библия не учит о несовместимости собаки и благодати. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5:17). И Ангела это не отгоняло и не смущало. Есть в Писании место, где собака оказывается символом блага: «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» (Сир. 13:21-22).
И только пес залаял!
Церковная история также позволяет молвить словечко в защиту собак: в 1439 году во Флоренции проходил собор, заключивший унию католиков с православными. В последний день собора, когда и зачитывался сам акт об унии, у ног византийского (православного) императора лежала собака. И вот когда начали читать этот документ, который с точки зрения православия был предательским, пес залаял так, что никто не смог его остановить. Дело, кстати, происходило в храме. И пес был единственным в тот день и в том месте, кто возвысил свой голос в защиту православия…
Так что не традиция, а невежественный модернизм стоит за противоположными наставлениями: «Если в частном доме живет во дворе собака, можно ли с ней общаться, гладить и кормить накануне своего причастия? — Накануне в день причастия к собаке подходить не надо. Также гладить нельзя, а если погладили случайно, вне причащения, сразу надо мыть руки с мылом и сполоснуть святой водой. — А что, если за день до причастия дотронулся до собаки, то, помыв руки святой водой, можно ли причащаться? — Нет, причащаться нельзя».
А что нам говорит «Исход»?
Да, в традиционном хозяйстве места животных были распределены разумно и ясно: пес охраняет дом снаружи, кот — изнутри. Но у наших квартир нет «приусадебных участков». Так что собаку приходится пускать внутрь. И польза от пребывания собаки в современном доме бывает вполне очевидной. Сегодня домашний пес стал средством ко вполне христианскому воспитанию детей. «Ты просил щенка? Так и заботься о нем и иди с ним гулять!» Столь же очевиден и вред от изгнания собаки «во имя веры».
Если бабушка, настроенная на борьбу с собакой каким-либо «духовным наставником», приедет домой и, пользуясь отсутствием дома детей и внуков, изгонит вон их любимого щенка, то что потом будут думать ее дети и внуки о вере самой бабушки, о том «наставнике», что внушил ей эту премудрость, и вообще о православии?
Ну, да что тем ревнителям до слез детей и до судьбы их душ: они ходят гордые тем, что отстояли «церковное предание»! Причем — мнимо церковное.
Церковь просто не стала спорить с этим языческим суеверием. Но по прошествии веков то, что Церковь просто терпела, вдруг стало выдаваться за то, к чему сама Церковь призывает!
И еще интересный рассказ, связанный с собакой, есть в раввинистическом предании. Текст из книги Исход — «мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его» (Исх. 22:31) — здесь поясняется так: это награда от Бога псам за то, что те не лаяли во время ухода евреев из Египта…
Детей учите милосердию!
Еще, пожалуй, современный взгляд Православной Церкви в педагогическом аспекте на домашних животных выразил священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Подавать ребенку пример жестокости в обращении с животными ни в коем случае нельзя. Напротив, следует приветствовать всякое проявление милосердия, хотя это может быть сопряжено с различными неудобствами. Абсолютного запрета на пребывание животных, в том числе и собак, в жилище человека нет, хотя превращать квартиру в филиал зоопарка не целесообразно ни с гигиенической, ни с духовной точки зрения. Если животное в семье появилось, напоминайте ребенку, что ответственность за его уход и воспитание лежит прежде всего на том, кто привел его в дом. Кроме того, христианская педагогика не приемлет духа сентиментальности, когда, например, умиляясь от заботы о четвероногом друге, ребенок забывает о недугах, немощах, заботах людей, живущих рядом с ним. Приучайте ребенка замечать, что рядом с ним всегда находятся люди, которые нуждаются в его помощи и которым он может помочь.
«И только псы приходят…»
Что характерно, ни в одном из вышеприведенных интервью не упоминаются псы, приходящие к Лазарю. Почему? Неужели в Новом Завете не все слова несут важное для нас содержание? Конечно, главная забота православных священнослужителей — души людские; чтобы вникать в «собачью жизнь», надо заниматься каким-то другим делом…
Но когда ранним утром, изо дня в день, в любую погоду, независимо от состояния здоровья идешь с четвероногим другом на прогулку, волей-неволей задумываешься: и все-таки зачем Господь сотворил это чудо, или чудовище (вариант зависит от количества часов, проведенных до этого во сне)? Наверное, всякий человек в этом мире хотя бы иногда чувствует себя Лазарем — не обязательно на материальном уровне, струпья могут образовываться и на душевных ранах. Другие проходят мимо тебя и не замечают. Это большой город, никто друг друга не знает и не хочет знать. И только псы приходят зализать нам раны…
* * *
В Тольятти есть очень необычный памятник — его назвали памятником Преданности. Собаке, хозяева которой погибли в автокатастрофе. Несколько лет, до самой смерти, она ждала их на месте аварии, возвращаясь туда, даже если кто-то хотел приютить ее у себя дома. Когда читаешь такие истории, особо чувствуешь собственную немощь… Господь, говоря про лилии, показывает красоту человека, а про псов, лижущих струпья — его эгоизм и себялюбие. Мы не можем, как собаки, подойти и полизать другому болячки, пусть и духовные — это, как мы себя убеждаем, ниже человеческого достоинства. Вот так и появляется в жизни многих из нас собака.
Недавно послушал песню Светланы Копыловой «Про собаку», слезы навернулись на глаза. Жаль, что не получается любить Бога так, как любят своих хозяев собаки…