ГЛАЗАМ ПРИБЫВАЮЩИХ В ХЕЛЬСИНКИ МОРЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ ЖИВОПИСНЫЙ ВИД ГОРОДА. На самом высоком месте — на гранитной скале мыса Катаянокка — устремляет в небо золотые купола величественный краснокирпичный Успенский собор. Он главный храм Хельсинкского православного прихода. Сегодня в приходе собора насчитывается около 20 000 зарегистрированных членов.
Настоятелем Кафедрального Успенского собора более 20 лет служил протоиерей Вейкко Пурмонен. Этот разносторонне образованный человек — большой друг нашей страны, говорит по-русски, интересуется культурой России, частый гость Санкт-Петербурга. В эксклюзивном интервью газете «Вечный Зов» отец Вейкко рассказал о тех высших духовных ценностях, которые объединяют Россию и Финляндию.
Как был возведен Успенский собор
| УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР — самый большой православный храм в Западной Европе |
|
— Как получилось, что в Хельсинки, столице страны, население которой преимущественно лютеранское, был возведен крупнейший в Западной Европе православный собор?
— Этот собор построили в период, когда Финляндия была Великим княжеством Российской Империи. В начале 19-го века в Хельсинки возвели первый православный храм — Свято-Троицкую церковь. Она была освящена в 1827-м году. Вначале приход был чисто русским. Церковь посещали вместе со своими семьями жившие в Хельсинки русские солдаты, офицеры, государственные деятели, ремесленники, купцы. Со временем число членов прихода увеличилось, и возникла необходимость построить большой, представительный храм. Строительство Успенского собора началось в 1862-м году и завершилось в 1868-м. Православная вера была главной верой Российской Империи, и за время, когда Финляндия была автономией России, православие успело получить в ней авторитет, занять особые позиции, несмотря на то, что большинство финнов являлись лютеранами. Было получено разрешение от Священного Синода пригласить в Финляндию известного русского архитектора Алексея Максимовича Горностаева. Он сам избрал именно это место – скалу мыса Катаянокка. Деньги на строительство храма поступили от Синода, правительства России, императорской семьи и от многих русских людей, которые хотели поддержать этот проект. Когда собор был построен, его освятил викарный епископ Петербургской епархии Павел.
Судьба о. Александра Хотовицкого
| ПОСЛЕДНИЕ ПОЗОЛОЧЕННЫЕ КУПОЛА благословили и подняли на место 4 июня 2007 года
|
|
— Два года назад Успенский собор отметил славный юбилей — 140 лет. Ежегодно его посещает почти полмиллиона туристов. Какова главная задача этого храма в наши дни?
— Конечно, прежде всего это проведение богослужений. Надо сказать, что Успенский собор сейчас — духовный и культурный центр. В нем проводится очень много всяких мероприятий, выступают хоры из разных стран. Особенно часто приглашаем прекрасные русские хоры, их искусство удивительно! При нашем соборе есть часовня. Ее преобразовали в такое место, где можно пить чай и кофе после богослужений. Там установили витрины, чтобы проводить выставки живописи на духовные темы.
| ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО Успенского собора |
|
В 1998-м году освятили эту часовню в память священномученика Александра Хотовицкого. Он родился на Украине, учился там в семинарии, в Петербурге закончил Духовную Академию и потом 18 лет служил в Нью-Йорке, в Никольском соборе. Оттуда священника пригласили в Финляндию на служение в качестве настоятеля Хельсинкского прихода. В период жизни в Хельсинки он очень многое сделал для народа и Православной Церкви. В 1917-м году его вызвали в Москву служить в соборе Христа Спасителя. Во время правления Сталина, в 1937-м году, Александр Хотовицкий принял мученическую смерть. В 1994-м году его канонизировали, но на тот момент было неизвестно, где и когда он погиб, где погребен. У меня было большое желание узнать подробнее о судьбе отца Александра. Мы вместе с активным русским работником прихода Николаем Тарунтаевым (он сейчас служит в Успенском соборе) отправили письмо в архив Федеральной службы безопасности. По нашему запросу ФСБ провело большое исследование. Было точно установлено, когда был суд, сколько раз Александр Хотовицкий был в тюрьме, когда и где его расстреляли. Даже русские церкви не могли узнать эти сведения, а нам официально ответили через Посольство Финляндии. Может быть, так произошло именно потому,
| СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Александр Хотовицкий |
|
что мы жители другой страны. Раньше Днем памяти священномученика Александра Хотовицкого являлся день его канонизации — 4-го декабря, а теперь он отмечается 20-го августа. Отец Александр погиб 19-го августа, но так как эта дата совпадает с большим праздником Преображения Господня, День памяти священномученика было решено перенести на следующее число. Когда я последний раз был в храме Христа Спасителя, экскурсию проводила гид, которая пишет в Московском университете диссертацию об Александре Хотовицком. Этой женщине было очень интересно узнать новые сведения о нем, и я ей послал тот важный документ, чтобы она могла использовать его в своей работе.
Важно сохранить духовные корни!
| В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ в День независимости Финляндии с президентом Финляндской Республики Тарьей Халонен |
|
— Отец Вейкко, в апреле этого года вы были в Петербурге и выступали с лекцией в Доме прихода храма Феодоровской иконы Божией Матери, рассказывая о колоколах и звонах Успенского собора. Чем замечательны колокола вашего храма?
— В Хельсинки пригласили русских специалистов из Российской академии наук — Сергея Старостенкова и Александра Давыдова. Они провели подробное исследование колоколов собора. К сожалению, в советское время почти все старинные русские колокола были уничтожены, поэтому колокола Успенского собора и Свято-Троицкого храма Хельсинки являются очень ценными. Это редкие примеры тогдашнего очень высокого искусства русского колокольного литья. Со временем была забыта уникальная система звона, созданная Русской Православной Церковью. Ученые показали, как традиционно, по-настоящему нужно звонить в колокола. И сейчас звон наших колоколов прекрасный, особенный. На территории Финляндии сохранились реликвии, связанные с российской историей. На колокольне Свято-Троицкой церкви Хельсинки, например, находится единственный заказной колокол «Благовест» с изображением императорской четы, отлитый к их коронации. Подобных ему больше нигде нет.
| РУССКИЙ КНЯЗЬ Владимир Кириллович Романов посетил Успенский собор в августе 1988 года |
|
— Вы часто бываете в городе на Неве, принимаете участие в различных культурных мероприятиях. Как у вас сформировалось такое теплое отношение к России?
— Я родился в маленькой деревне в Северной Карелии, находящейся в двух километрах от русской границы. Граница меня с детства притягивала, потому что туда нельзя было идти. Я думал о том, что стану взрослым и обязательно за этой запретной чертой побываю. Мои родители были православными людьми. В семье росло 10 детей, я появился на свет пятым по счету. Когда повзрослел, поступил в семинарию в Финляндии. Там узнал, что многие богослужебные традиции Православной Церкви возникли в России. Для меня очень важно не только знать, но и сохранить наши духовные корни. Я много об этом рассказывал будущим священникам, когда был преподавателем Духовной семинарии. В 88-м году меня выбрали настоятелем Успенского собора. Конечно, этот храм русский. Русские создали все: не только внешнюю форму, но и богослужебные традиции, особенный дух служения.
— С какой целью вы изучили русский язык?
— Когда я учился в семинарии в Финляндии, там было положено изучать русский. Потом я продолжил учебу в Америке, три года в этой стране учился и там тоже брал уроки русского языка. Также я несколько месяцев обучался в Духовной академии в Питере, это особенно помогло изучить язык. В Хельсинкском приходе очень много эмигрантов из России. Те, что переехали много лет назад, говорят на финском, но недавно приехавшим трудно бывает его понимать. Как правило, эти люди становятся членами нашего прихода, и с ними необходимо говорить по-русски. Таким образом я получил хорошую практику общения с прихожанами на русском языке, встречаясь с ними каждый день. Новые члены прихода сразу узнают, что здесь есть священник, говорящий по-русски, для них важно общаться со мной на родном языке.
Доверие к Богу
| КРЕСТИНЫ |
|
— Общаясь с православными людьми в Финляндии и в России, какие вы видите различия в их взглядах и образе жизни?
— Я думаю, русские люди лучше сохранили православное духовное наследие, прекрасные традиции предков. Мы очень многое потеряли. В Финляндии уже более западная культура. А в традициях Русской Церкви есть что-то очень глубокое — особенная духовная сущность.
— Читала в одном исследовании, что русским верующим свойственно чаще уповать на Бога, а верующие финны все-таки больше надеются на себя, на свои силы…
— Да, это так. У нас своеобразный подход к вере. Финн считает, что он сам может владеть жизнью. Думаю, русские люди больше доверяют Богу. У вас мышление не рациональное, а духовное, личностное. О финнах обычно говорят, что они более холодные и формальные в общении, с ними трудно дружить. А вы как думаете?
— Мне кажется, финны не все такие, среди них много дружелюбных людей.
— Мое личное мнение такое, что большинство русских, когда узнаешь их, всегда очень теплые и верные. Трудно сказать, есть во мне русская кровь или нет. Может быть, чуть-чуть есть. А моя жена — наполовину русская, хотя и не говорит по-русски. Ее дедушка (отец матери) был чисто русским из Архангельска, и бабушка (мать отца) была русской.
— Как все переплетается в жизни интересно! А что, на ваш взгляд, больше всего объединяет верующих обеих стран?
— Конечно, нас объединяет православная вера, если мы имеем искреннее желание сохранить наши подлинные духовные ценности и традиции. Мы, финны, стремимся к этому в Финляндии, русские стараются сберечь православную культуру в России. Общие жизненные цели особенно сильно сплачивают нас.
Сокровенное познание
— Обсуждая «Дневники» отца Александра Шмемана, вы согласились с его мыслью о том, что «…богословие для всех, и каждый христианин, каждый верующий, каждый, кто молится, богослов. Надо быть богословом». Почему это так важно — быть причастным к богословию?
— Отец Александр Шмеман был моим профессором в Америке, я хорошо его знаю. Он один из великих православных богословов 20-го века. Мне очень близки его взгляды. Когда я был председателем Союза православных священников Финляндии, лично пригласил отца Александра читать лекции для нашего духовенства. Да, очень важно каждому верующему быть причастным к богословию. Это не только научная работа, но и личный духовный опыт. Основа богословия — не разум, не интеллектуальное познание, но ощущение Бога в молитвах, богослужении, самой жизни. Уже в первый век распространения христианства отцы подчеркивали, что любой человек, который молится Богу, — богослов. Не только священник, епископ, но и каждый прихожанин храма причастен к этому — к самому глубокому, сокровенному познанию Бога. Александр Шмеман считал, что Церковь живет Божьим Царством, что она есть таинство Царства. И это таинство может ощутить тот, кто искренне верит.
— Отец Вейкко, а как ваша собственная жизнь свидетельствует о том, что Бог есть, что Он участвует в людских судьбах?
— В моей жизни происходит много хорошего, но встречаются и испытания, серьезные трудности. Складывались такие ситуации, что я сам не знал, как поступить. В конце концов приходило убеждение, что каким-то образом Бог показал путь, по которому можно и нужно идти, и я осознавал, что именно так все и должно быть. Испытания встречались действительно тяжелые, требовавшие напряжения всех сил, но, слава Богу, удавалось их преодолеть. Понимаю, что в этом был Божий промысел.
— Финляндии удалось достичь благополучия и стабильности в обществе. Как уровень благосостояния влияет на уровень духовности?
— Да, в материальном смысле Финляндия — один из мировых лидеров, но в духовной области у нас много сложностей, не все благополучно и прекрасно. Есть у людей проблемы и в рабочей жизни, и в семье, где мужчины и женщины также стараются реализовать свое призвание. Есть различные жизненные испытания, страдания. Может быть, в духовном отношении Россия — более благополучная страна.
У России есть великие возможности!
— Взгляд со стороны наиболее объективен. Как вам видится: что происходит сейчас в России, какие у нее перспективы?
— Хорошо, что Церковь в России больше не терпит тех бедствий, от которых она так страдала при коммунистическом режиме. Мне трудно сказать, какая сегодняшняя проблема российского народа требует решения в первую очередь, но думаю, что было бы важно установить строгий порядок в обществе, чтобы элита стала солидарна со своим народом. Необходимо, чтобы власть стремилась исполнять свои обязанности на благо людей, честно служить стране. Считаю, что у России есть большой потенциал, великие возможности. Она богата своей духовностью, культурой, историей, литературой. Ее цельное духовное наследие живо, нужно только стараться правильно его сохранять. Сейчас в России есть для этого все условия, люди стремятся хранить и развивать свою культуру. Именно это может возвратить русскому народу истинный смысл жизни.
— Отец Вейкко, чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?
— Благословения Божьего не только читателям газеты, но и всем жителям России! Самые хорошие пожелания с искренним уважением и любовью!
Беседу вела Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии автора и с сайта протоиерея Вейкко Пурмонена:
www.isaveikko.fi
Как развивалось православие в финляндии?
| СВЯТО-ТРОИЦКАЯ церковь в Хельсинки |
|
ПРАВОСЛАВИЕ МОЖНО СЧИТАТЬ СТАРЕЙШЕЙ ФОРМОЙ ХРИСТИАНСТВА В ФИНЛЯНДИИ. Самое важное место среди монастырей занимал Валаамский монастырь, который, по преданию, был основан греческим монахом Сергием и его младшим помощником Германом. Вторым важным Ладожским монастырем был Коневец, основанный греческим монахом Арсением в конце ХIV века. В результате миссионерской работы монастырей Православие укрепилось в самой восточной Финляндии.
В ХVI веке Православие достигло Северного Ледовитого океана, на берегу которого был основан Печенегский монастырь.
В 1809 году Россия завоевала у Швеции всю Финляндию. Российский император предоставил Финляндии статус автономного Великого княжества. Присоединение Карелии к России открыло, особенно для Ладожских монастырей, период мощного роста. В 1923 году Православная Церковь Финляндии перешла в соответствии с документом Томос в юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриархата и получила автономию в своих внутренних делах. После получения автономного статуса богослужебным и официальным языком Церкви стал финский язык. В 2001 году архиепископом Карельским и всея Финляндии был избран митрополит Лев, который продолжает идти по пути, указанному его предшественниками.
Сегодня Православная Церковь Финляндии охватывает в географическом смысле всю территорию Финского государства и насчитывает около 60 000 зарегистрированных прихожан.
Епархии включают 25 приходов, находящихся на весьма больших площадях. В каждом приходе есть, кроме главного храма, несколько приписных храмов и часовен, в которых приходское духовенство совершает богослужения. В Финляндии насчитывается около 150 церквей и часовен, действуют 2 монастыря.