ПОЧЕМУ МЫ ПОЧИТАЕМ БОГОРОДИЦУ? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Геннадий Фаст, священник Успенского кафедрального собора Енисейска (Красноярский край).
Почитание Божией Матери имеет евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48). Протестантам, которые относятся к Божией Матери просто с уважением, можно задать такой вопрос (показав это место в Библии): что вы за «роды», если не хотите ублажать Божию Матерь? Простое уважение, причисление Богоматери к значимым персонажам Нового Завета — это, так сказать, познавательное отношение. А ублажение обязательно включает в себя молитву. Поэтому в Православной, Католической, Древневосточных Церквах всегда присутствует богослужебное, молитвенное почитание Божией Матери. Не обычная Женщина… | ИКОНА «Успение Пресвятой Богородицы»
|
|
Протестанты считают Богоматерь обычной женщиной, на месте которой могла оказаться и любая другая. Но, конечно, православный христианин не может согласиться, что Матерью Господа могла стать любая женщина. Потому что Бог не мог прийти в мир насильно — для этого нужно было согласие человека принять Его. Прародительница людей — Ева была создана непорочной и свободной. Поэтому неизвестно, как правильнее назвать то, что произошло после ее грехопадения — изгнание Евы из рая или изгнание Бога из сердца. Богоматерь совершила обратное действие — приняла Бога в Своем сердце. В этом смысле Она является для нас второй прародительницей, только уже не по плоти, а по духу. Учение о Деве Марии как о второй Еве было заложено уже во втором веке в трудах святого Иустина Философа и святого Иринея Лионского. Протестанты также допускают, что Дева Мария после Христа рождала других детей. При этом они ссылаются на то, что в Евангелии Христос назван первенцем. Однако то, что Иисус именуется первенцем, вовсе не означает, что у Него были младшие братья. В Ветхом Завете есть установления, которые касаются первенцев. А если в семье был один ребенок, то эти установления касались его и он, соответственно, назывался первенцем. Наша Церковь всегда верила в приснодевство Марии (то есть девство до, во время и после рождения Иисуса). Иконографически это обозначается тремя звездочками — на челе и плечах Богородицы. Этот постулат принципиально важен для нас потому, что приснодевство знаменует собой победу над тлением природного естества. Но и не Бог…
Как говориться, с любого коня можно упасть в две стороны. Есть и те, которые возводят Деву Марию в ипостась Бога. Достаточно вспомнить секту «Богородичный центр», возникшую в 1980-х годах. Ее члены стали причащаться Тела, Крови Христа и Слез Богоматери. А поскольку это было «новейшее откровение», то Бог в сознании этих людей ушел куда-то в давнее прошлое. И не пришлось долго ждать, как в Киеве появилась женщина, которая назвала себя Богоматерью (возникло так называемое «Белое братство»). Повод для возникновения таких явлений давать нельзя. А сегодня в наших храмах можно увидеть «Псалтирь Божией Матери», где слово «Господь» просто-напросто заменено словом «Богородица». Это недопустимый прием, хотя книга и издавалась по благословлению епископов. Как можно в богооткровенных молитвенных книгах заменять имя Господа именем кого бы то ни было?! Через пророка Исаию Бог говорит: «Не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Сама Богородица смиренно говорила: «Се, раба Господня» (Лк. 1:38). Чтобы не допустить подобных перегибов, очень важно помнить, что христианская вера — монотеистична, то есть мы верим в единого Бога. Представьте две ситуации. Первая: человек молится Богу, Богородице, Ангелам, святым. Вторая: Богородица, Ангелы, святые и сам человек — все вместе молятся Богу. В каком случае речь идет о православии? Конечно, во втором. А первая ситуация очень близка к политеизму, то есть многобожию. Если мы направляем свои молитвы разным адресатам, ищем ответственного за каждую сферу нашей жизни, то это уже не христианство, а нечто, близкое к язычеству. А вместе с тем в домах православных христиан нередко можно увидеть святой уголок, в котором стоит множество разных икон (и, конечно же, икона Божией Матери), а вот иконы Спасителя очень часто нет. То есть, потерян главный адресат не только наших молитв, но и адресат, к которому взывают Ангелы и Сама Богородица. Что говорят первоисточники?
Часто встает вопрос о различии в почитании Богородицы у православных и католиков. Догматически православное почитание Божией Матери, можно сказать, чище, ближе к христианским первоистокам (хотя в быту можно встретить все что угодно — и у них, и у нас). Например, католики говорят, что Богоматерь была непороч¬но зачата и родилась без прародительского греха. Но если это возможно, то почему всех остальных нельзя было освободить от прародительского греха? И еще получается, что Мария безгрешна от рождения. Но нуждается ли человек, который изъят из области греха, в Боге-Спасителе? Сама Мария говорит в Евангелии: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47). И еще один вопрос: если смерть — это возмездие за грехи, то что есть успение Богородицы? Мы умираем, потому что причастны греху. Христос умер, потому что взял наши грехи на Себя. А что тогда смерть Богородицы? Католики отвечают на этот вопрос учением о вознесении Божией Матери. У меня был забавный случай, когда к нам в храм Успения Божией Матери приехали туристы-католики. Они никак не могли понять, какому же празднику посвящен храм. А я не мог взять в толк, почему они не понимают, пока не догадался сказать — храм Вознесения Божией Матери. Только тогда они все поняли. Другими словами, у католиков успение подменено вознесением, а Сама Богородица начинает иногда именоваться «соискупительницей». Ватикан возбранил дальнейшее догматическое развитие этих взглядов. Но как можно возбранить то, чему уже дан повод? К счастью, в православных догматах нет таких искажений, наша догматика чиста. А вот практика, к сожалению, иногда не соответствует догматам. * * *
До нас дошли очень немногие воспоминания и свидетельства о Богородице. Новый Завет мало говорит о Марии. Есть предания, хотя об их достоверности судить сложно. Почему-то получается, что чем дальше от времени земной жизни Девы Марии, тем более подробными становятся свидетельства. Не всегда понятно, откуда берутся новые детали. Существуют описания внешности и образа земной жизни Богоматери. Например, у Нее были удлиненные черты лица, что отражено в иконографии. Известно, что Мария жила в Иерусалиме, никогда не выходила на улицу без сопровождения девиц, любила молиться в Гефсиманском саду. Перед успением Ей было явление Архангела Гавриила. Само успение довольно подробно описано. * * *
Богородица — великая молитвенница и наша духовная Матерь. Слова, услышанные Апостолом Иоанном от Христа — «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27) — мы относим и к себе. Ее молитва имеет большую силу. Когда Моника, мать блаженного Августина, плакалась епископу о том, что ее сын ведет беспутный образ жизни, он сказал ей, что дитя таких слез погибнуть не может. То есть даже слезы земной матери бывают такими, что ее сын не может погибнуть, хотя до поры идет не спасительным путем. Богородица плачет о каждом христианине и молится Господу обо всех, кто прибегает под Ее покров. И мы тоже надеемся, что дети Ее слез погибнуть не могут. | ДРЕВНЕЙШЕЕ известное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом. II век, Катакомбы Присциллы, Рим.
|
|
ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ первыми христианами подтверждается наличием Ее изображений 3-го века в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески изображения Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей Младенца грудью», «Поклонение волхвов» и другие). Эти фрески и изображения носят еще античный характер. Черты аскетизма в них отсутствуют, подчеркнута сила и значительность материнского тела, особо выделены и подчеркнуты выразительные черные глаза. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы бы¬ло принято в 431 году Третьим Вселенским собором в контексте осуждения ереси Констанинопольского Патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей). |