Вторник, 26 Март 2013 16:20
В первое воскресенье Великого поста – день Торжества Православия, в галерее «Соборная» в исполнении Академического православного хора звучал древний знаменный распев. «Постное время светло начнем…» – такое название объединило программу необычного концерта, сообщает сайт Духовно-просветительского центра в честь Воскресения Христова.
Академический православный хор – совсем юный коллектив, свидетелями сценического «рождения» которого и стали гости «Соборной». Молодые ребята, профессионально занимающиеся музыкой и вдохновленные своим руководителем, регентом Марией Прокопенко – выпускницей Киевского института музыки им. Р.М.Глиэра, а сейчас – студенткой Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского, объединились специально для этого выступления и возрождения традиции Великопостных концертов. Духовно-просветительский центр в честь Воскресения Христова будет и дальше поддерживать инициативу молодежи и помогать в проведение Великопостных концертов как в стенах галереи «Соборная», так со временем и в залах Кафедрального собора – главной святыни Украины.
Прерванная в 1917 г., а некогда славная, традиция в России ведет свое начало от 1764 года, когда в Санкт-Петербурге состоялся первый подобный концерт. Особенностью культурной жизни в период Великого поста было прекращение театральных представлений и других развлечений. Звучавшая же в концертах регулярных Великопостных сезонов, позже организованных директором Придворной певческой капеллы А.Ф. Львовым, богослужебная музыка укрепляла молитвенное настроение и сосредоточенность мысли и духа слушателей. Впрочем, еще раньше, чем в России, подобные концерты в дни поста стали организовываться в Западной Европе – с 1725 г. в Париже проводились «Духовные концерты», вероятно, послужившие образцом и для русской Великопостной концертной традиции.
Первый киевский Великопостный концерт, развивая эту идею, насчитывающую уже не одну сотню лет, стал явлением самобытным, по степени духовного, эмоционального и интеллектуального напряжения, не имеющим себе равных. Основу концертной программы составили песнопения знаменного распева – древнего одноголосного вида церковного пения, уступившего место многоголосному, партесному стилю только в начале XVII в. «Душе моя…», «Господи Сил, с нами буди», «На реках Вавилонских», «Се Жених грядет в полунощи», «Да исправится молитва моя».
Песнопения на эти и другие тексты звучат только во время Великого поста, но часто в более привычном для современного человека варианте. Монодия же (одноголосие), по словам протоирея Димитрия Болгарского, «учит прислушиваться, созерцать, видеть в видимом невидимое, говорит о главном призвании человека». Желание услышать сердцем интонации древних распевов и донести их до слушателей и побудило регента хора Марию Прокопенко осуществить это начинание, гармонично сочетая живую певческую практику с теоретическим изучением особенностей знаменного стиля.
О том, какие глубины смысла способно раскрыть исконное православное пение внимающему ему, в комментарии к одному из номеров концерта отец Димитрий сказал так: «Если партесное пение, как и академическая живопись на религиозные темы, в лучшем случае является школой благочестия, то одноголосное знаменное пение является и школой молитвы, и школой богословия».
Необычной для слушателя, привычного к концертам классической музыки, была и форма Великопостного концерта. Протодиакон Димитрий Болгарский, регент праздничного хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря, выступил в роли лектора, сопровождая комментариями каждое песнопение, поясняя содержание текстов, их место в богослужении, направляя внимание слушателей к осмысленному пониманию «звуковых образов».
Концерт прошел на одном дыхании в сотворчестве хорового коллектива и лектора, которые, сменяя друг друга, создавали единое произведение церковного искусства. Даже обычные аплодисменты, которыми принято выражать благодарность слушателей после каждого концертного номера, казались неуместными и разрушающими. Раскрывая суть певческого творчества мастеров древности, свящ. Павел Флоренский говорил, что «истинный художник хочет не своего во что бы то ни стало, а художественно воплощенной истины, и вовсе не занят вопросом, первым или сотым он говорит об истине». Этим высказыванием, без преувеличения, может быть передана и атмосфера, царившая в зале галереи «Соборной».
Все это было бы невозможным без особого единения, слитности звучания не только голосов, что является неотъемлемым условием профессионализма, но и душ хористов. Об этом компоненте исполнения, неуловимом рассудком и не имеющем никакого музыкального определения, после концерта епископ Иона (Черепанов) сказал как о «благоговейности пения», о том, что «Дух Святой дышит в этом коллективе».
Но не только древняя монодия звучала на концерте. Академический православный хор, выстраивая драматургию своего выступления, вплетал в него и гармонизации, обработки знаменных напевов авторами недавнего прошлого и современности – П. Чесноковым, монахиней Иулианией (Денисовой). Важным смысловым акцентом программы стало единственное песнопение, которое соединяет подготовительные недели к Великому посту и сам период поста – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» П. Чеснокова. Погруженный в полумрак зал, внимал молению, исходящему из глубины сердца каждого хориста, исполняющего это произведение с зажженной свечой в руке – символом Божественного света, а также напоминании о необходимости «молиться Богу пламенным духом» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Концерт был наполнен «литургическим» духом в том смысле греческого слова, которому соответствует русское «общее дело». Это ощущалось в необыкновенной общности исполнителей и слушателей, в необходимости духовного усилия, которое требовалось от них, чтобы проникнуть в мир знаменного пения. Содействовали созданию такой общности даже погодные условия – второй день «снежной блокады» Киева оказался серьезным, но успешно преодоленным испытанием и для молодого коллектива, и для публики, вопреки стихии, заполнившей зал галереи и очень тепло принявшей первый опыт ребят.
Хочется верить, что это выступление Академического православного хора станет первой «ласточкой» долгой традиции Великопостных концертов, которые, в дополнение к богослужениям, которыми так богато прекрасное время поста, помогут лучше узнать глубокие, цельные и наполненные тихой радостью от созерцания величия дел Божиих «иконы гимнографии» (о.Димитрий Болгарский) – православные песнопения.
Протодиакон Димитрий Болгарский закончил концерт словами из замечательной «книги тихих созерцаний» русского мыслителя И. Ильина «Поющее сердце»: «Есть только одно истинное «счастье» на земле — пение человеческого сердца. … Сердце поет, когда оно любит; оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает; не иссякает и тогда, когда приходят страдания и муки, когда человека постигает несчастье. … И если сердце все-таки поет, тогда человек владеет истинным «счастьем» … тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царство Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освященною и преображенною. А это означает, что началась новая жизнь, и что человек приобщился новому бытию».
Призывая человека к приобщению этому новому бытию, Великий пост призывает его и к творчеству – к совершенствованию своей души, к чуткости по отношению к окружающим, к стремлению к «художественно воплощенной истине» П. Флоренского. И снова возвращаясь к труду И. Ильина, хочется процитировать еще одно его высказывание: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни».
Молодой коллектив Академического православного хора подарил всем своим первым слушателям незабываемую радость познания, приобщения к тайне творчества, устремленного в Небо и способного пробудить в каждом чутком сердце стремление к высшему проявлению искусства – к искусному владению красками любви и милосердия.