Благовещение: история и поэзия

Благовещение: история и поэзия

Воскресенье, 07 Апрель 2013 00:54 Автор  Елизавета Киктенко День Благовещения — начало...

Тот, с кем не надо прощаться

Тот, с кем не надо прощаться

Среда, 19 Декабрь 2012 14:54 Автор  Владимир Гурболиков 19 декабря мы празднуем память...

О том, как контрреволюционная клевета оказалась правдой
Просмотров: 5507

Вторник, 20 Октябрь 2015 17:35 Автор  Максим Яковлев О том, как контрреволюционная клевета оказалась правдой

Он появился на свет в крестьянской семье Ивана Кузьмича и Пелагии Васильевны Аргуновых тринадцатого октября 1904 года, причисленный с этого дня к уроженцам деревни Прудцы.

По такому факту рождения выпало ему босоногое крестьянское детство, а по факту отдельной судьбы — ранняя смерть отца и голодная нужда многодетной семьи, сделавшие его первой опорой матери в скорбях и заботах о доме, что не помешало, словно и невзначай, окончить сельскую школу, возмужать в непрестанных трудах, зарабатывая на жизнь кустарным промыслом.

 

Приняли его в артель, производившую зубные щётки, в селе Покровском, и в ней не пропал, не затёрся. Из Андрейки, уверенно стал Андреем, а там уж и по отчеству величать начали. Прирождённые сметка, умелость и деловитость быстро подняли его как мастера.

 

Уважаемый мастеровой Андрей Иванович Аргунов, не по годам основательный, владеющий веским словом, усердный прихожанин храма того же села, поющий в церковном хоре — кому, как не ему, быть старостой церкви? Его и выбрали.

 

Мастер, староста, певчий хора — при таком положении и обязанностях оставался Андрей Иванович и в тяжкое послереволюционное лихолетье, и в период всеобщей коллективизации…

 

Колхоз в деревне Прудцы организовали в 1933 году, замыслив его, помимо прочего, и как антирелигиозную общину, и понятно, что при таком условии ни о каком вступлении туда церковного старосты, раба Божия Андрея, не могло быть и речи, ноги его там не будет.

 

Тогда пошли в ход налоги на хлеб, мясо, шкуры и прочее, каковые «злостный единоличник» Аргунов не мог выплатить, а потому лишился и коровы, и лошади, и амбара с сараями…

 

Но и этим не взяли его.

 

В 1936 году придумали зайти с другого конца.

 

В начале октября, по заранее обговоренному с райисполкомом плану, руководство сельсовета устроило совместное совещание с церковным советом Покровского храма. На повестку заседания поставили вопрос о сдачи кирпича из церковной ограды на строительство электростанции и установку двигателя. Знали, на что рассчитывали: дадут — хорошо, не дадут — ещё лучше, будет за что привлечь. А начали разговора о великом промышленном строительстве, о подъёме сельского хозяйства и о всенародной заботе по укреплению обороноспособности СССР, после чего со всей беспощадной правдой осветили политическую ситуацию в связи с разоблачением вредоносной деятельности троцкистско-зиновьевской своры, подрывавшей идейную сплочённость социалистического общества на его пути к коммунизму…

 

Всё, что сказал на это церковный староста, он же председатель церковного совета Андрей Иванович Аргунов, было незамедлительно доложено начальнику районного отделения НКВД. А сказал он просто и твёрдо:

— Кирпича не дадим. И без того Церковь и вера христианская пострадали от безбожных гонителей. А эти люди, которых называете преступной сворой, пострадали, может быть, ни за что. Возможно, такая участь постигнет и нас, но раз Христос нёс Свой Крест и страдал за нас, то и мы должны пострадать от гонителей Церкви за веру Христову. Вот вы своих вождей держите в Кремле за кирпичной оградой и стен не разбираете, а нашу ограду хотите сломать. Нам дела нет до вашей электростанции, всё равно, что бы вы ни настроили, всё это разрушится…

 

В общем, наговорил на себя достаточно.

 

Однако ещё не пришло его время.

 

Оно придёт годом позже, когда местные власти успеют дважды осудить его на шесть месяцев заключения: во-первых, за незаконную продажу своей продукции, то есть зубных щёток; во-вторых, за срубленные без позволения сельсовета берёзы на сельском кладбище. Кроме того, видимо посчитав, что все эти преступления какие-то несолидные, обвинили в том, что он отказался поставить государству шестьдесят килограммов мяса. Вот только откуда их было взять-то?..

 

Ну не смогли ничего придумать больше.

 

О том, как контрреволюционная клевета оказалась правдой

Заключенные на строительных работах

 

Наверху посмотрели, поморщились, что это: зубные щётки, берёзы, мясо… Где враг народа или, по крайней мере, советской власти? Нужен масштаб! Политика, контрреволюция, а ещё лучше — заговор.

 

Привлекли опытных следователей, те привлекли неусыпно радеющих граждан, собрали доносы — и потянуло на весомое «дело».

 

Андрей Иванович Аргунов был взят под стражу четырнадцатого сентября 1937 года — того самого, беспросветно-угрюмого года, выжигающего огненным оком всякую вражью нечисть. Мельница казней, расправ и репрессий вновь загремела кровавыми жерновами…

 

И припомнят ему каждое слово, а он и не подумает прятаться — не таков уродился. Редко кто так открыто выходил на них с Божьей правдой.

 

— Укажите факты вашей контрреволюционной деятельности, которую вы вели среди колхозников.

 

Им нужны факты. Пожалуйста.

 

— В мае 1936 года у моей родственницы на похоронах, где присутствовали колхозники, среди присутствующих зашёл разговор о существовании Бога. Я стал доказывать присутствующим, что Бог есть. Одновременно с этим я доказывал, что придёт время, люди будут умирать, как мухи, от голода и болезней, и от меча войны за грехи народа…

 

Только успевай записывать.

 

— Укажите, какие ещё были факты ваших контрреволюционных высказываний среди колхозников?

— При встречах с отдельными людьми из деревни Прудцы я высказывал свои религиозные убеждения, заявляя, что нужно хранить веру и Церковь, если не будет её, то мы все погибнем.

— Кого вы считали гонителями и врагами Церкви?

— Гонителями и врагами Церкви я считаю коммунистов.

— Следствием установлено, что вы распространяли контрреволюционную клевету против советской власти. Дайте по данному вопросу показания.

 

Ишь, к чему подвели! Получайте:

— Лично я считаю, что советская власть является гонительницей веры христианской, на счёт этого у меня были контрреволюционные высказывания, о которых я дал показания. Но я их клеветническими не считаю и заявляю — то, что я говорил, было правдой.

 

Не сработала ловушка.

 

Ему присудят восемь лет лагерей. Отправят в далёкий Бамлаг. Там, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, долго не выдерживали.

 

Андрей Иванович протянет до пятого августа 1938 года, и уйдёт в вечный покой в земном возрасте Иисуса Христа — тридцатитрёхлетним…

 

ФОМА

 

 

Новости

v-nizhnem-novgorode-proshel-pravoslavnyj-prazdnik-pervoj-ispovediПонедельник, 11 Март 2013 17:10 Накануне в Никольском соборе Нижнего Новгорода, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, впервые прошел праздник...
zaporozhskij-arkhierej-prosit-molitsya-o-vrazumlenii-sudej-po-delu-ponomarejЧетверг, 14 Март 2013 14:25 В районном суде города Запорожья 14 марта должно было состояться судебное заседание по так называемому «делу...
v-upts-nadeyutsya-chto-novyj-papa-rimskij-pomozhet-reshit-nabolevshie-mezhkonfessionalnye-problemyПятница, 15 Март 2013 15:01 Как оценивает Православная Церковь избрание нового Папы Римского Франциска I и о причинах ухода Папы Бенедикта...