Четверг, 14 Апрель 2016 11:23 Автор игумен Дамаскин (Орловский)
14 апреля Церковь празднует память священномученика Сергия (Заварина).
Сотрудники НКВД вошли в храм. Они приблизились к священнику и предложили ему отречься от веры и отказаться от сана. Отец Сергий ответил: «Я с верой родился и с верой умру». Затем он поклонился прихожанам, благословил их и вышел из храма, сопровождаемый конвоем. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя арестованными сыновьями отправили в областную тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми сразу же выставили за порог дома, не разрешив что?либо взять из вещей…
***
Священномученик Сергий родился в 1885 году в селе Вознесенском Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании духовной семинарии Сергей Константинович был рукоположен во священника и до 1927 года успел сменить два сельских прихода. За безупречную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея.
В 1927 году священник, служивший в храме, расположенном в селе Троица-Закулжье в Любимском районе, публично заявил, что снимает с себя сан священника, и, чтобы не оставлять храм без богослужения и под угрозой закрытия, на его место был направлен протоиерей Сергий Заварин.
Местные власти с первых дней пребывания здесь отца Сергия стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать. Поначалу это было давление экономическое. Несколько лет подряд на имя батюшки выписывались баснословные и необоснованные штрафы, которые семья священника никогда бы не выплатила, если бы не помощь милосердных односельчан.
Почти сразу же после приезда отца Сергия в село сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, рассчитывая со временем найти предлог и для ареста. В 1932 году они, охарактеризовав священника как личность антисоветскую, в доказательство этого утверждения написали, что священник «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: «Может быть, уж служу в последний раз».
Один из осведомителей тогда же писал в своем доносе в ОГПУ: «Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношений советской власти и колхозников с Церковью говорил: «Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно словам Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: «Где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них».
Во второй половине 1930?х годов отца Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять с себя сан священника, оставить служение в храме и прекратить совершать любые церковные обряды — в противном случае ему придется горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно отвечал на это, что никогда не оставит церковного служения.
В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, — писал он, — что в нашем Бормановском сельсовете работает <…> группа церковников, возглавляемая Завариным. <…> Товарищ начальник НКВД, мне чего?то подозрительно, что Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а также вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям с агитацией, что советская власть им хлеба не дает».
28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, — заявил он, — в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин <…> в деревне Мельцево среди колхозников говорил: «Православные миряне, лен не сейте — эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши».
Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения.
«— Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? — спросил отца Сергия следователь.
— Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, — ответил священник, обращая внимание следователя на то, что поздно уже было вести в это время разговор о посеве хлеба вместо льна, а, следовательно, и показания председателя сельсовета надуманы и не соответствуют действительности.
— Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?
— Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова».
Все следствие заняло один день. 5 ноября 1937 года тройка УНКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в одном из сибирских исправительно-трудовых лагерей. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Протоиерей Сергий с супругой Александрой Васильевной и внучкой до ареста.