«Почему на иконах святители символизируются животными (напр. Лука, по-моему, быком)?»
Надежда К., г. Воронеж
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского монастыря г. Москвы:
СВЯТЫМ АПОСТОЛАМ-ЕВАНГЕЛИСТАМ СО II ВЕКА УСВОЕНЫ СИМВОЛЫ: АНГЕЛ, ЛЕВ, ТЕЛЕЦ (БЫК), ОРЁЛ. Восходят они к пророческим видениям четырёх животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса, и он увидел из среды огня четырёх животных: «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх» (1:10).
Видение таинственных животных было и св. Апостолу Иоанну Богослову: «…и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4:6-7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырёх евангелистов. Каждый из них, передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа Ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное — лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное — телец), Иоанн как победившего смерть и вознёсшегося к Богу Отцу (орёл).
Самое раннее изображение этих символических животных — мозаика начала 5 века в церкви св. Пуденцианы в Риме (в апсиде).